КУПИТЬ БИЛЕТ
Уважаемые посетители! 26 апреля в пятницу музей будет закрыт на санитарный день.

Альбрехт Дюрер и его эпоха. Немецкая гравюра конца XV–XVI вв. из собрания Исторического музея

19 мая - 26 июля
10:00 -18:00
Гродековский музей
300 рублей

Выставка знакомит зрителей с коллекцией немецкой печатной графики XV–XVI вв. из собрания Государственного исторического музея в Москве, а также с ювелирными изделиями, монетами, деталями мебели и гравировальными досками, которые никогда ранее не выставлялись.

В основе экспозиции – гравюры Альбрехта Дюрера и ряда других выдающихся мастеров эпохи Возрождения, таких как Даниэль и Иероним Хопферы, Альбрехт Альтдорфер, Ханс Бальдунг Грин, Якоб Бинк, Ханс Зебальд Бехам и Генрих Альдегревер, живших и работавших в конце XV – первой половине XVI в.

Германия в те годы была ядром Священной Римской империи (с 1512 г. – Священная Римская империя германской нации) – крупного государственного образования, существовавшего в 962–1806 гг. и объединявшего земли Центральной Европы. В его состав входило несколько сотен небольших территорий различного уровня независимости. Во главе империи стоял император, власть которого ограничивалась высшей аристократией, а с конца XV в. – рейхстагом, представлявшим интересы всех основных сословий. К началу XVI столетия многие немецкие города уже являлись центрами интеллектуальной и художественной жизни.

Альбрехт Дюрер и другие мастера, его современники, выполняли персональные заказы императора, знатных землевладельцев или купцов, а также создавали многочисленные произведения на продажу. Именно так исполнена бóльшая часть представленных в экспозиции гравюр. До изобретения фотографии именно гравюра оставалась самым удобным способом тиражирования изображений. Эстампы, стоившие дешевле, чем живописные полотна или скульптуры, оказались доступны широкому кругу людей, а имена их создателей обрели известность далеко за пределами родины.

В конце XV – начале XVI в. печатная графика достигла в Германии наивысшего расцвета и получила более широкое распространение, чем в других странах Европы. К гравюре обращались многие немецкие художники, и прежде всего Дюрер, усовершенствовавший ее технику и придавший ей статус самостоятельного вида искусства. Замечательный живописец и рисовальщик, он прославился именно своими гравюрами, достигнув в этом деле невероятного технического совершенства, сюжетного разнообразия и содержательной сложности. Наиболее яркое подтверждение тому – хранящиеся в собрании музея две из трех знаменитых «мáстерских гравюр»: «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».

Благодаря развитию книгопечатания во второй половине XV столетия в крупнейшие города Германии из Италии стали проникать идеи античного и ренессансного гуманизма. В экспозиции есть гравюры на сюжеты из античных мифов, портрет, сцены из жизни, тематически близкие образам итальянского Возрождения, свидетельствующие о стремлении немецких мастеров освоить художественные принципы современного итальянского искусства. При этом все они остались верны своей национальной традиции и сохранили присущие немецкой культуре экспрессию и особый интерес к деталям.

На выставке также представлены гравюры на религиозные сюжеты. Подобные изображения, отпечатанные на небольших листах бумаги во множестве экземпляров, мог купить почти каждый бюргер. Они не только воспринимались как произведения искусства, служившие украшением интерьера, но и давали возможность владельцу уединенно созерцать образы священной истории. Так реализовывалось желание людей того времени обрести непосредственную связь с Богом, воззвать к Нему силой своей веры без вмешательства церкви. Эти настроения впоследствии привели к Реформации и распространению протестантизма.

Представленная коллекция отражает разнообразие гравюрных техник, характерных для того времени. В ней есть как ксилографии, так и произведения резцовой гравюры, а также редкие для тех лет офорты. В отдельной витрине демонстрируются гравировальные доски и инструменты, подобные тем, что использовались во времена Дюрера. Предметный ряд дополнен памятниками декоративно-прикладного искусства, созданными на рубеже XV–XVI вв. Это немецкое художественное серебро и детали предметов мебели. Подлинные монеты (в том числе золотые гульдены), имевшие хождение в Европе при жизни Дюрера, позволяют ярче представить контекст эпохи.

Также в экспозиции демонстрируется видеоэкскурсия по выставке гравюр Альбрехта Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго (г. Брешия, Италия), состоявшейся в Историческом музее в 2021 г.

Стоит особо отметить, что большая часть произведений немецкой графики, хранящихся в ГИМ, происходит из собраний известных русских коллекционеров и меценатов XIX–XX вв. – Петра Ивановича Щукина и Прасковьи Сергеевны Уваровой, а также из Гравюрного кабинета Московского публичного и Румянцевского музея.

Обнаружить столь редкие памятники немецкого искусства в Историческом музее, известном прежде всего как крупнейшее собрание российских древностей, – приятная неожиданность для всех любителей искусства. Хочется надеяться, что знакомство с выставкой не только значительно расширит существующее представление о коллекции ГИМ, но и станет для зрителей увлекательным путешествием в прошлое Германии, позволит оценить художественное своеобразие искусства этой страны, богатство его тем, сюжетов и идей, многие из которых до сих пор не утратили своей актуальности.

КУПИТЬ БИЛЕТ
г. Хабаровск,
ул. Шевченко, 11
смотреть на карте
Пн: Выходной
Вт–Вс: 10:00–18:00
Санитарный день:
последняя пятница месяца
Купить билет