КУПИТЬ БИЛЕТ

История музея

Хабаровский музей был открыт 19 апреля 1894 года в присутствии общественности города, представителей войск, научной интеллигенции и высших чинов. Как и любое новое дело в те времена, открытие сопровождалось молебном.

Первая музейная экспозиция размещалась в помещениях аптечного склада по ул. Тихменёвской (ныне Серышева), который был в ведении Василия Николаевича Радакова, военно-медицинского инспектора Приамурского округа, увлечённого исследователя-орнитолога, убежденного сторонника организации в Хабаровске музея.

Именно Василий Николаевич был избран первым директором музея, а через год его сменил Василий Петрович Маргаритов – окружной инспектор училищ, исследователь археологии и этнографии Приамурского края.

Первые музейные коллекции сложились из многочисленных пожертвований активных членов Приамурского отдела Географического общества и жителей города.

Первые музейные коллекции сложились из многочисленных пожертвований активных членов Приамурского отдела Географического общества и жителей города. Так, В.Н. Радаков передал музею научно обработанную орнитологическую коллекцию, С.А. Монковский – коллекцию насекомых, М.С. Введенский – гербарий. И в последующем комплектование музейного собрания осуществлялось за счёт поступлений от представителей администрации, хабаровских учителей, врачей, предпринимателей. Следует назвать М.А. Соковнина, Е.В. Лопатина, А. Рождественского, В.И. Тюшева, С.Н. Таскина, Э. Нино и мн. др.

Особая заслуга в создании музея принадлежит Николаю Ивановичу Гродекову, генерал-губернатору и первому председателю Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества (ПОИРГО).

Им были пожертвованы большие личные средства на устройство музея, собраны богатейшие коллекции по этнографии, приобретены книги, картины, старинные монеты, положено начало художественному отделу. В 1902 году Приамурский отдел ИРГО обратился с ходатайством в Министерство внутренних дел о присвоении музею имени Гродекова и получил разрешение.

Помещение аптечного склада было временным пристанищем музея. Это понимали все, и уже на открытии говорили о необходимости построить новое здание. Вскоре было принято решение о строительстве специального здания для музея. Строительный комитет возглавил Н.И. Гродеков, эскиз здания выполнил Н.Ф. Александров, а проект и смету – инженер Л.О. Чайковский. Он же руководил строительством. Большинство средств на строительство музея было собрано из частных пожертвований горожан. В мае 1896 года в недостроенное ещё здание пе­ренесли музейные коллекции, которые насчитывали к тому времени свыше 10 тыс. предметов. В это же время к зданию музея была доставлена из-под Уссурийска 400-пудовая черепаха, высеченная из гранита. Она была частью надмогильного комплекса чжурчженского полководца Эсыкуя, жившего в средние века. Она и сегодня стоит перед историческим корпусом музея, став неотъемлемой частью городской среды и объектом городских легенд.

Хабаровск 1900-е гг.

Официальные торжества в связи с открытием первой трети нового здания Хабаровского музея состоялись 6 декабря 1896 года. В адрес Приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского по этому случаю пришла поздравительная телеграмма от Императора Николая II. В залах второго и третьего этажей была развёрнута экспозиция. Строительство здания и пополнение коллекций продолжалось. Наиболее ценным поступлением в музейное со­брание 1897 года стали два скелета морской коровы Стеллера.

В 1898 году к музею была пристроена вторая, центральная часть здания, в два этажа, в 1900 г. третья. 

Торжество освящения всего здания музея состоялось 1 августа 1900 года и было приурочено к празднованию 50-летия водружения русского флага в устье Амура. Новый директор Семён Николаевич Ванков приобрёл для музея 10 старинных крепостных пушек, собрал дополнительные пожертвования на достройку музея. При нём была сооружена ограда вокруг музея из вкопанных в грунт орудий и оригинальной решётки, не сохранившихся до нашего времени. Экспозиционные залы площадью в 1160 кв.м свободно вместили в себя систематизированные коллекции. Музей по праву стал «украшением Хабаровска и самым обширным хранилищем в Приамурье». В этом же, 1900 году, Хабаровский музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, на которой получил золотую медаль. 

Благодаря увлечённости людей, которые стояли у истоков создания музея, разного рода науками, Хабаровский музей формировался как научно-исследовательское учреждение.

Тем не менее, свой первый, десятилетний, юбилей Гродековский музей встретил в состоянии некоторого упадка. Сказались последствия Русско-японской войны 1904-1905 годов. Пожертвования в музей почти прекратились, его деятельность, по словам современников, «не отличалась особой оживлённостью». Ассигнований едва хватало на ремонт перекрытий и печей. Естественнонаучные коллекции стали приходить в негодность. Оживление деятельности музея начинается с 1910 года, когда на пост директора избирается уже известный к тому времени путешественник и исследователь Владимир Клавдиевич Арсеньев.

«Арсеньевский» период в истории музея стал поистине его «золотым веком». Именно Арсеньев заложил те главные направления в работе музея, которые принесли ему славу и которые поныне составляют суть его деятельности.

Именно Арсеньев заложил главные направления в работе музея, которые принесли ему славу

Источником пополнения музейных коллекций стали ежегодные экспедиции. Этнографические, зоологические, археологические и другие сборы В.К. Арсеньева и его сподвижников представляют большой научный интерес и поныне. Арсеньев объединил вокруг себя научные силы Хабаровска и Приамурья. Он считал музейное дело всенародным, привлекая к сбору коллекций общественный актив. Постоянным соратником в экспедициях и коллегой по работе в музее стал преподаватель кадетского корпуса, замечательный ботаник Н.А. Десулави. Для обработки коллекций Арсеньев добился необходимых средств и пригласил препаратора В.В. Домбровского.

В.К. Арсеньев активно сотрудничал не только с местными исследователями, он установил широкие связи с учёными России и за­рубежья. Пребывая в должности директора музея, В.К. Арсеньев проявил себя как талантливый писатель, подарив миру замечательные книги «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». С 1918 года по возвращении из Камчатской экспедиции В.К. Арсеньев переехал во Владивосток, прервав свое пребывание на посту директора Хабаровского музея до октября 1924 года.

Четыре года Гражданской войны и два послевоенных были едва ли не самыми критическими в истории музея. В январе 1921 года было отменено официальное название «Гродековский музей Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества». Штат музея сократился до директора и смотрителей-истопников. Были свёрнуты отделы истории, промышленно-экономический и искусств. Коллекции погибали от холода и сырости.

В 1920-е годы, войдя в систему Главнауки, музей активизировал научную деятельность. Возвращение В.К. Арсеньева на пост директора и привлечение им опытных специалистов помогло музею выйти из кризиса. В декабре 1924 года на работу в музей был принят зоолог А.И. Кардаков, из Иркутска приглашен известный таксидермист Г.Е. Сольский, из Ленинградского университета приехала молодой этнограф Н.А. Серк.

В 1926 году В.К. Арсеньев передал руководство музеем в руки Карла Яновича Лукса, уполномоченного Главнауки. Во второй половине 1920-х годов материальная база музея укрепилась. Здание подверглось капитальному ремонту, была оборудована рабочая комната с библиотекой для научных сотрудников, приобретена музейная мебель и оборудование для экспедиций. Широкий масштаб приобрела культурно-просветительная работа: проводились занятия в школьных краеведческих кружках, организовывались экскурсии по городу и краю, готовились выставки-передвижки, выставки к 10-летию Октября, к 70-летию Хабаровска и мн. др.

Однако в деятельности всех структур и учреждений стали всё заметнее проявляться черты прямого государственного вмешательства и диктата. Решения I музейного съезда в 1930 году призвали музеи активно внедрять в общественное сознание идеи марксизма-ленинизма. Приоритетной в экспозиционной работе каждого музея была объявлена тенденция «показа идей, а не вещей». Тем не менее, музей еще сохранял возможность для участия в исследовании научных проблем.

В 1930-е годы недостаточное финансирование, кадровая нестабильность, отсутствие специалистов привели музей в период затяжного кризиса. Стационарную экспозицию стали подменять временные и передвижные выставки. Не из­менило положение музея передача его в систему Академии наук с 1936 по 1938 год. Репрессии 1930-х годов усугубили кадровые проблемы. В 1937-1939 годы были арестованы шесть сотрудников, включая директора.

Ещё более ухудшилось положение музея в годы Великой Отечественной войны. Резко сократилось финансирование, но музей все военные годы продолжал принимать посетителей, организовывал экскурсии, сотрудники выступали с лекциями в самых отдалённых уголках края, вели циклы радиопередач и публикаций, проводил активную выста­вочную работу. Ведущее место занимали выставки, посвящённые успехам Красной армии и военной истории страны.

После войны были изысканы средства на текущий ремонт здания, обновление экспозиций, проведена сверка наличия фондов. В 1946 году жители края получили возможность познакомиться с новой экспозицией отдела социалистического строительства. Тогда же была организована экспедиция с целью обследования мест в верхнем течении р. Хор, в результате которой в фонды музея поступило 150 этнографических предметов и гербарий из 200 видов растений.

60-70-е годы ХХ в. важные социально-эко­номические изменения в жизни страны, развитие туризма и международных контактов привлекли внимание к музеям со стороны государства. В истории Хабаровского краеведческого музея этот период также был ознаменован большими преобразованиями.

Директором Хабаровского музея стал известный в крае охотовед-биолог, писатель Всеволод Петрович Сысоев. Не меняя структуры музея, В.П. Сысоев внёс новые начинания в работу музея. Не­многочисленный трудовой коллектив, воодушевлённый идеями обновления, проделал большую работу по реэкспозиции всех отделов. Музейное собрание пополнилось такими ценными и неотъемлемыми от нынешнего образа музея экспонатами, как герб Российской Империи, этнографическая коллекция славян-переселенцев, берлога гималайского медведя с её обитателем, ствол тысячелетнего тиса и мн. др.

В 1975 году к основному корпусу было пристроено новое здание общей площадью 1650 кв. м, в котором разместилась уникальная панорама «Волочаевская битва», выполненная сотрудником «Студии военных художников им. М.Б. Грекова» (г. Москва) А.А. Горпенко и художником-баталистом С.Д. Агаповым.

В результате активной работы с посетителями, бурного развития внутреннего туризма резко возросла посещаемость Хабаровского краевого музея – 200 тыс. человек в год. Музей стал объектом показа для гостей самого высокого, правительственного уровня, посещавших край в 60-80-х годах ХХ века.

Музей был удостоен звания «Лучший музей РСФСР», получил переходящее Красное Знамя Министерства культуры СССР.

Успехи в работе Хабаровского краеведческого музея тех лет были отмечены высокими наградами. Он был удостоен звания «Лучший музей РСФСР», получил переходящее Красное Знамя Министерства культуры СССР. Но самой высокой наградой за труд для коллектива музея были слова благодарности как рядовых посетителей, так и высоких гостей. Выдающийся ученый-археолог, академик А.П. Окладников оставил восторженный отзыв о Хабаровском музее: «Нет лучшей книги о Дальнем Востоке, чем эта – музей!».

В 1980-е годы активизировалась научно-методическая работа музея. Приказом Министерства культуры РФ он был объявлен головным научно-методическим центром Дальневосточного региона. Музей стал активно влиять на развитие музейной сети края.

В сложный период 1990-х гг. Хабаровскому краевому музею необходимо было определить вектор развития, создать условия для экономического выживания. Новый директор Николай Иванович Рубан приложил значительные усилия для того, чтобы основой развития музея стала научно-исследовательская деятельность. Наряду с этим была активизирована работа по обновлению материальной базы музея.

В 1994 году – в год столетия музея – имя Гродекова было возвращено в название музея. В 1996 г. впервые была проведена научная конференция «Гродековские чтения». В 2000 г. музей был аккредитован как научное учреждение в Министерстве науки и технологий Российской Федерации.

Была обновлена экспозиция «Природа Хабаровского края», созданы новые экспозиции, посвящённые этнографии коренных народов Приамурья и событиям Гражданской войны на Дальнем Востоке России. В 1998 г. в отдельно стоящем здании, памятнике федерального значения «Доходный дом Б.П. Люббена», начал работу Музей археологии. Тогда же был открыт Детский музейный центр.

Завершение работы по созданию новой системы экспозиций во многом позволило музею победить в 2000 г. в конкурсе «Окно в Россию» и быть признанным «Музеем года» среди региональных музеев Российской Федерации.

В конце ХХ века активизировалось международное сотрудничество и расширилась география музейных экспедиций. Сотрудники музея побывали на Охотском побережье, в Николаевском, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском районах. Хабаровский музей стал активно обмениваться вы­ставками и экспонатами с зарубежными музеями. Побывали в Хабаровске выставки из Японии – «Искусство айнов» (г. Сираой), «Аомори – сердце севера Японии» (г. Аомори), американского города Портленд – «Перекрестные течения Великого океана».

Открытие нового корпуса музея в 2008 году, создание в нем системы принципиально новых экспозиций – Музея Амура, включающего совре­менные инновационные технологии, интерактивного Детского музея, новых выставочных залов и современных фондохранилищ, улучшение технических условий функционирования музея – все это является итогом поступательного раз­вития музея.

В 2011 г. на базе музея состоялось расширенное заседание президиума Союза музеев России и Ревизионной комиссии Союза музеев России с участием членов Совета представителей и руководителей музеев Дальневосточного федерального округа. Всего в мероприятиях участвовало 98 человек. Это было первое заседание его Президиума, проведенное на Дальнем Востоке.

С 2010 по 2013 гг. в музее последовательно открылась серия исторических экспозиций, осуществлено несколько этапов реставрации живописного полотна панорамы «Волочаевская битва».

В 2011 г. музей впервые присоединился к Международной акции «Ночь в музее», а с 2014 г. стал участником всероссийской акции «Ночь искусств».

В 2012 г. открылась экспозиция по истории Православия, которая охватывает большой исторический период (с конца XVII до начала XXI века) и имеет широкий географический охват (не только российский Дальний Восток, но и дальневосточные страны).

В год 120-летия музея (2014) прошел Музейный форум Дальнего Востока «Музей – открытая книга для всех», было открыто 2 новые экспозиции – «Губернаторская гостиная» в здании Музейно-культурного центра «Амурский Утес» (1-я очередь) и интерактивная экспозиция «Лабиринты Подземья» в Музее археологии.

В 2021 г. после полной реконструкции открылась экспозиция «Традиционная культура народов Хабаровского края»

В 2021 г. после полной реконструкции открылась экспозиция «Традиционная культура народов Хабаровского края», где представлено более 700 предметов этнографии XIX – XXI вв., многие из которых были собраны в конце XIX в., в период создания самого музея, и представляют собой уникальные образцы традиционной культуры коренных жителей Приамурья. Все работы произведены на средства ООО «Транснефть -Дальний восток».

Музей ведет активную работу по привлечению средств и ежегодно становится победителем конкурсов различных благотворительных фондов. На грантовые средства реализованы такие крупные выставочные проекты как «Деньги гражданской войны. Игра престолов» (2017 г.), «Хехцирские сказки» (2018 г.), «Петр Шимкевич. Забытое путешествие» (2021 г.), «Ковры Приамурья» (2021 г.). На средства благотворительных фондов и спонсоров издаются каталоги музейных коллекций, выставок, проводятся конференции.

С 2016 по 2020 год Хабаровский краевой музей принимал участие в проекте «Коллекционируя Россию», направленном на преодоление изолированности региональных музеев и формирование горизонтальных связей между ними. Благодаря проекту, организованному при поддержке Благотворительного фонда Владимир Потанина, жители города и края смогли познакомиться с материальной культурой российской глубинки, посетив выставки «Коллекционируя Россию. Из собрания Муромского историко-художественного музея» (2016), «Коллекционируя Россию. Пермские боги» (2017), «Коллекционируя Россию. Великий Новгород» (2018), «Коллекционируя Россию. 100% Иваново» (2020).

 Обмен выставками с региональными и федеральными музеями является обязательной частью выставочной деятельности. Ежегодно выставочные залы музея принимают не менее пяти выставок из федеральных музеев России, а общее количество выставок достигает 70 в год.

 В 2021 году стартовал масштабный межмузейный выставочный проект «Путь навстречу», который представляет художественное наследие народов России в регионах, образующих Восточное и Золотое кольцо. Предметы из 16 музеев — участников, многие из которых ранее не покидали пределов экспозиции или даже хранения, совершают художественные гастроли по стране. Проект реализуется совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Фондом поддержки бизнес-программ и проектов «Прорыв», Государственным музейно-выставочным центр «РОСИЗО», Российским этнографическим музеем.

Межмузейное сотрудничество развивается и на уровне региона с целью реализовывать совместные выставочно-просветительские, инклюзивные и образовательные проекты, которые позволят обеспечить максимальную доступность историко-культурного наследия, хранимого в музеях Хабаровского края. В 2019 году создана Ассоциация музеев Хабаровского края, одним из учредителей которой является Гродековский музей. Ассоциация уже объединила 17 музеев. 

Гродековский музей в статусе методического и научно – образовательного центра проводит семинары-практикумы, посвящённые актуальным проблемам музейного дела Курсы и семинары-практикумы Гродековского музея с начала 2000-х гг. посетили в общей сложности свыше 350 музейных специалистов. Для проведения курсов и семинаров-практикумов привлекаются специалисты не только Гродековского музея, но и сотрудники ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Из этой практики родилась идея творческого и практикоориентированного проекта «Музейная кухня» (2018,2019), где понятие «кухня» позволило выйти за рамки теоретических форм работы и выбрать разные «рецепты» профессионального роста.

Приоритетными направлениями деятельности музея остаются научные исследования в области естественнонаучных дисциплин, этнографии, археологии,  истории, литературоведения, культурологии. Результаты научных исследований сотрудников публикуются в сборниках статей, каталогах, монографиях, материалах всероссийских и международных научных конференций, выставочных и экспозиционных решениях.

Музейное собрание к настоящему времени составляет около 500 тыс. единиц хранения и продолжает активно пополняться. Ведется планомерная и кропотливая работа по систематизации музейных коллекций, в частности издание каталогов. За последние 10 лет музей выпустил более 16 каталогов коллекций.

Музей в период пандемии выходит на новый уровень общения с публикой и профессиональным сообществом. И речь не только о введении в обычную практику онлайн —  взаимодействия с потенциальной аудиторией и коллегами, но и о переосмыслении места музея в культурном поле, расширении географии и каналов коммуникации, новом подходе к сбору и презентации научного материала.

КУПИТЬ БИЛЕТ
г. Хабаровск,
ул. Шевченко, 11
смотреть на карте
Пн: Выходной
Вт–Вс: 10:00–18:00
Санитарный день:
последняя пятница месяца