КУПИТЬ БИЛЕТ
Уважаемые посетители, "СОЛО-марафон" отменён. Приносим извинения за доставленные неудобства. В ближайшие три дня вернём деньги всем, кто купил билет.

Скелет кита финвала

Скелет кита финвала под открытым небом.  Из альбома «Старый Хабаровск». Фотограф А.П. Лукин. 1903 г.

Собирание естественно-научной коллекции музея началось  одновременно с основанием музея в 1894 г. В мае 1894 г. в музее числилось «… по зоологии до 450 номеров, не считая 15 ящиков с коллекциями насекомых и до 100 банок со спиртовыми препаратами, …, по ботанике 3 гербария …». Пополнение коллекции естественно-научными объектами Дальнего Востока во многом связано с именем Николая Ивановича Гродекова.

В 1900 г. граф Генрих Гугович Кейзерлинг, глава мощной промышленной организации «Тихоокеанское китобойное и рыбопромышленное общество гр. Г.Г. Кейзерлинга и Ко», передал в дар музею уникальный скелет кита финвала, второго по величине из ныне живущих животного планеты. Скелет кита прибыл в Хабаровск из Владивостока уже вначале 1901 г. Однако к сборке скелета приступили лишь в следующем, 1902 г. и уже в октябре  по завершении сборки телеграфировали дарителю: «Ваше сиятельство граф Генрих Гугович! …дар Ваш служит лучшим украшением музея, Приамурский отдел [Императорского русского географического общества] считает своим долгом еще раз выразить Вашему сиятельству искреннюю и глубокую благодарность за Ваше интересное пожертвование».

Граф Генрих Гугович Кейзерлинг, лейтенант российского флота, китобойным промыслом занялся в отставке. Для начала он нанялся простым матросом на норвежскую китобойную шхуну. А в 1893 г. зарегистрировал предприятие «Тихоокеанский китовый промысел графа Г.Г. Кейзерлинга и Ко» (с 1899 г. «Тихоокеанское китобойное рыбопромысловое акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и Ко»). Предприятие базировалось в бухте Гайдамак. В 1894 г. Г. Кейзерлингу в Министерстве финансов удалось получить субсидию в 125 тыс. руб. На эти деньги в Норвегии были построены два китобойных судна «Георгий» и «Николай». Кроме того, в Англии был закуплен пароход, который переоборудовали под плавучую китобазу «Михаил». С 1895-го г. хозяйство графа в бухте Гайдамак стало набирать обороты. С 1895-го по 1 января 1898 г., к примеру, было добыто 220 китов, которые были разделаны и переработаны на Гайдамакской базе. Причем перерабатывались на Гайдамакской базе только киты, добытые летом у Сахалина. Зимняя же добыча подвергалась засолке и поставлялась в Японию в виде консервов: китовый жир, тук, засоленные ласты. Ворвань (китовый жир) использовалась на Владивостокских предприятиях для изготовления мыла.

Добыча китов считалась делом прибыльным и романтичным. Китобои уходили на охоты на длительный период времени. Самые удачливые очень быстро получали довольно приличный доход. Благодаря тому, что китобои к началу ХХ в. были оснащены гарпунными пушками, что значительно упрощало промысел китов. Выстрел считался удачным – если гарпунер загонял пику под плавник, где у кита центр нервных окончаний. После это тушу кита подтягивали, надували воздухом, чтобы не утонул, цепляли на него «маяк» и шли охотиться дальше. Если выстрел был неудачным – начиналась эпопея. Раненый зверь начинал таскать китобоев по морю. Случались и трагические ситуации, особенно если кит пытался занырнуть под китобойное судно. Разделка и переработка туши производилась на специальной плавбазе. С кита срезали сало вместе со шкурой. Затем приступали к разделки туши. Добыть скелет кита в хорошей сохранности считалось большой удачей. Чтобы мясо легко отделялось от костей – использовали горячий пар под большим давлением. При этом необходимо было сохранить в целостности кости животного.

Длина скелета, подаренного музею,  составила 20 метров (ср.: максимальная длина тела финвала составляет 27-28 метров).

Скелет кита под навесом. Стеклянный негатив. Фотограф А.М. Бодиско. 1913 г.

Скелет был собран на железном основании. В распоряжении Н.Ф. Александрову Гродеков писал: «Поменьше заботиться о сохранении костяка, ибо даже ничем не прикрытый он просуществует 30 лет, а затем можно доставить свежий». На снимке 1903 г. скелет действительно установлен под открытым небом. Но уже в начале 1910-х гг. скелет красуется близ музея под «особым красивым шатром и огорожен деревянной решеткой изящного рисунка».

В 1911 г. по распоряжению В.К. Арсеньева скелет был побелен мелом и укреплен гипсом. В 1920-е гг. скелет кита пострадал от неосторожной игры в мяч. Как отмечается в сохранившихся документах, близ площадки, где экспонировался скелет кита финвала, играли в футбол. А так как сетчатого ограждения устроено не было, то в скелете кита сломали несколько ребер. 

Более 100 лет скелет «простоял» под своим изящным навесом. В 2008 г., после завершения строительства 2 корпуса музея, для демонстрации ценного предмета, соорудили крытую стеклянную галерею. И если в начале ХХ в. финвалы обитали повсеместно в Японском море, численность их была довольно высокой, скелеты китов не считались ценными экспонатами в музеях мира.  В течение ХХ в. из-за интенсивного промысла численность их значительно сократилась, на промысел китов введен запрет, сами животные  были занесены в Красную книгу. Скелеты этих животных возрастом более 100 лет являются редкостью.

КУПИТЬ БИЛЕТ
г. Хабаровск,
ул. Шевченко, 11
смотреть на карте
Пн: Выходной
Вт–Вс: 10:00–18:00
Санитарный день:
последняя пятница месяца
Купить билет