«Красной нитью»
Выставка работает по 20 июля. Основу выставки составляют уникальные образцы вышитого текстиля фондового собрания Гродековского музея.
Среди экспонатов представлены:
- рубахи,
- фартуки,
- понёвы (юбки),
- пояса и многое другое.
Также частью выставки стали элементы домашнего убранства: вышитые подзоры для кроватей, праздничные и обрядовые скатерти, полотенца или рушники.
Лаконичный стиль вышивания на Дальнем Востоке России появился на рубеже ХIХ-ХХ веков вместе с переселенцами: русскими, украинцами, белорусами.
Для придания уникальности одежде и дому, мастерицы расшивали женские рубахи (сорочки), фартуки, понёвы (юбки), пояса, изредка и мужские рубахи. В домашнем убранстве использовали вышитые подзоры для кроватей, праздничные и обрядовые скатерти, полотенца или рушники. Рушник выступал мерилом благосостояния – чем больше в доме полотенец, тем богаче семья, и главным компонентом интерьера – украшал двери, окна и красный угол с иконами. Рушник служил поясом во время обрядов на свадьбах. Длина таких полотенец достигала 2,5 метров.
Ведущий цвет вышивки – красный. Это тоже символично – красота, весна, тепло, здоровье, жизнь. Помимо орнамента, сам цвет нити в вышивке выступает как оберег. Яркое праздничное ощущение создает сочетание белого неокрашенного холста и красных нитей.
Использовали отбеленный или серый домотканый холст из льна или конопли. Рубахи кроились из цельных прямоугольных полотен, без криволинейных деталей. Это связано с тем, что при раскрое ткань разрывали, а не резали. Такой способ позволял использовать ткань без остатков.
Орнаменты на рубахах вышивали по краю подола, рукавов и ворота, и над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов, в местах «входа». Таким образом, орнамент находился «на страже», охранял тело человека. Такая вышитая одежда и элементы убранства передавались по наследству.
Вышитый текстиль, так или иначе, участвовал во всех этапах жизни человека: связанных с рождением и смертью, с крестьянским календарём, в свадебных, праздничных или ежедневных обрядах.
Коллекция вышивки стала складываться в музее в первой четверти ХХ века. Единичные образцы, со временем, пополнялись собранными в экспедициях в сёлах, основанных первыми переселенцами Приамурья.
Традиционная вышивка, вместе с деревенским бытом и представлениями о мире, ушла в прошлое. Обернуться назад, «услышать рассказы» мастериц: ткачих и вышивальщиц из XIX и начала XX вв., позволяют предметы из коллекции музея.
Стоимость билета 300 рублей (С возможностью посетить все залы Главного здания)