МУЗЕЙ = СЦЕНА. КАК ОЖИВИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ

В начале ноября стали известны имена победителей на получение 10 тревел-грантов на участие в курсе «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» для региональных специалистов музеев. Среди них была наша и коллега  - дизайнер Анастасия Тыченко. Мы расспросили Анастасию о поездке и вот, что она рассказала:

«Курс проходил с 30 ноября по 1 декабря 2019 года в Екатеринбурге на одной из площадок 5-й Уральской индустриальной биеннале в кинотеатре «Колизей». И его основная цель была познакомить сотрудников региональных музеев и театров с лучшими практиками интеграции музейного материала в перформативный жанр. Двухдневная программа интенсива включала в себя лекции экспертов из ведущих институций России, Австралии, Бельгии, Канады, США и Великобритании, а также презентации кейсов художников, круглые столы и показы.

Первый день был посвящен способам включения перформативных и сценических практик в деятельность музеев, потому что перформанс — способ художественного высказывания, позволяющего найти новую форму активного диалога между зрителем и художником. А если говорить о приемах перформативности в музее, то это «язык». Язык исследований - окружающего мира, мыслей автора и посетителя, жизни цветка или огромного города и т.д.

С 70-х годов 20 века перформанс становится частью музейного аппарата. Это произошло, потому что деятельность музея перестала иметь только внешнее направление, то есть носить сугубо профессиональную функцию сохранения и передачи информации. Теперь он еще нацелен и на себя, как на институцию, на культурное пространство, на научный коллектив и на посетителя. Возникла потребность в изучении публики и контекста взаимодействия с ней. Кто те посетители, которые ходят в музей? И для чего они туда ходят?

Так в своей лекции исследователь перформанса и искусствовед Джон Вестерман затронул подходы в понимании перформативности в музее.
Одни рассматривают музей как завод или огромный трехмерный фейсбук, в этом заключена идея массификации искусства. Другие сравнивает с домом с привидениями, который крадет души посетителей: в нем усматривают театральное начало. Также эксперт рассказал о переносе музейной коллекции и информации в действие и об исследовательском проекте «Performance at Tate: Intо the Space of Art», который посвящен тому, как художники реагируют на возможности музеев и предлагаемые пространства для работы.

В целом, первый день был богат информацией, кейсами и профессиональным опытом самих экспертов. Так Катлейн Ван Лангендонк рассказала о непростых отношениях театра и художественной среды через практику международной биеннале перформанса PERFORMATIK и Kaaitheatre, в котором она работает, а Даниэль Бланга-Губбэи, исследователь и куратор публичных программ, об иллюзиях как перформативном инструменте, об использовании воображения и иллюзии для переопределения границ институций.

Наиболее интересной была презентация коллектива Уральского филиала ГЦСИ о перформативных и сценических практиках созданных в рамках Уральской индустриальной бьеннале, потому что их кейсы отражают региональный опыт и внутренний контекст. Они рассказали об опыте перформативной интервенций в музейное пространство и городскую среду, как междисциплинарные проекты расширяют аудиторию выставочных проектов, как лабораторный формат способен повысить компетентность профессионального сообщества и привлекать новых участников из смежных художественных сфер.

Можно сказать, что в их опыте художники-перформеры заступают на музейную территорию, а музейщики представляют публике на суд проекты, своего рода возникает история сотворчества. Ярким примером может служить выставка и спектакль «Школа: история одного здания» (2016 г.). Это междисциплинарный проект, включающий выставку-архив и променад-спектакль. Выставка исследует историю и судьбу здания земской школы, которое хранит истории и события жителей города Екатеринбурга. Специально к выставке был поставлен спектакль-променад «Школа», драматической основой для которого стали документы, архивные материалы, истории людей, работавших и учившихся в школе в разные годы.

Практика Уральского филиала ГЦСИ и опыт экспертов доказывает, что музейное пространство не архаический документ, простой свод исторических данных, а бесконечный диалог прошлого с настоящим, музея с посетителем.

Второй день был посвящен встречам с художниками и кураторами, использующими перформативность в работе. Были представлены конкретные кейсы художников и их опыт работы в пространстве традиционного музея.

Открыла программу второго дня хореограф Ула Сикл, которая рассказала об опыте создания настоящей хореографической выставки «Свободные жесты» в Центре современного искусства замка Уяздовски (Варшава). Темой ее выставки стали вопросы утраты индивидуального и коллективного творчества в современном мире.

Как можно активизировать экспозицию музея? Как заставить говорить? Эти вопросы ставил перед собой бельгийский художник Ричард Венлет на основе созданной интерактивной выставки «Музей для маленького города». Он рассказал о методах работы с коллекцией и архивами Музея современного искусства (S.M.A.K., Гент) и о способах «исполнения» объектов, маркированных как «музейный материал». Идея проекта заключалась в фальсификации им же собранных смыслов и объектов, находящихся в пространстве его временного музея. Такая вольная рефлексия музейной коллекции и выставочного пространства приблизили экспонат посетителю, установив прямую связь между предметом, зрителем и музеем.

Программу интенсива завершал тематический перформанс художницы и хореографа Улы Сикл в пространстве Основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале на Уральском оптико-механическом заводе».

Можно совершенно точно сказать, что полученная информация курса послужит благодатной базой для дальнейших музейных проектов, потому что перформативность в музее - это способ постижения смыслов через движение, и таким образом ее основная функция заключается в установлении диалога между посетителем, экспонатом и музейные пространством.