ЗАСЕДАНИЕ УЧЁНОГО СОВЕТА: МУЗЕЙ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

25 декабря состоялось заседание Ученого совета Гродековского музея, на котором были подведены итоги юбилейного года, выбраны кандидатуры для включения в музейную Книгу почета.

Состав Учёного совета обновился и экспертная линия совета усилилась: в этом году привлечены новые специалисты в области философии, экономической науки, культурологии, социологии.

В подробном отчёте за прошедший год генеральный директор Иван Крюков подчеркнул, что год 125-летия стал очень плодотворным и насыщенным на события: это и ряд крупных федеральных выставочных проектов, и резонансный и авторитетный в музейной среде семинар-практикум «Музейная кухня», и реализованные грантовые проекты и многое-многое другое…

Завершился 2019 год присвоением заведующей научно-исследовательским сектором этнографии Галине Титоревой звания «Заслуженный работник культуры», награждением старшего научного сотрудника экспозиционно-выставочного отдела Екатерины Гончаровой Премией Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства за проект «Хабаровск: повседневность Гражданской войны и интервенции» и вручением диплома конкурса «ЭкоЛидер-2019» III степени Гродековскому музею за передвижной выставочный проект «Летучие цветы».

Кроме того, участники совета заслушали заместителя генерального директора Нину Маркову с  докладом о проведении юбилейных мероприятий, а так же сообщения Екатерины Гончаровой и Татьяны Бельковой о реализованных грантовых проектах.

2019 год подходит к концу, но научно-исследовательская и выставочная работа Гродековского музея продолжается!

ВЫСТАВКА К ЮБИЛЕЮ К.Н. ЗИЛОВОЙ

В Гродековском музее открылась выставка «Слово и время», посвящённая  85-летию Клары Николаевны Зиловой – бывшего сотрудника Гродековского музея, многие годы посвятившей собранию его литературной коллекции.

Клара Николаевна занималась изучением и популяризацией дальневосточной литературы. В 1979 г. она начала работу в Хабаровском краеведческом музее, стояла у истоков создания Дальневосточного литературного музея. Многочисленные выставки, встречи с писателями, читательские конференции, литературные гостиные, занятия со школьниками и студентами – все это результаты труда Клары Николаевны.

Ею были собраны уникальные коллекции писателей А.П. Гайдара, А.А. Фадеева, Н.Н. Асеева, П.С. Парфёнова, Н.П. Задорнова и др. Благодаря многолетним трудам Клары Николаевны в фондовое собрание музея поступило немало раритетов, в том числе и бесценные архивы Н.Н. Матвеева-Бодрого и А.В. Ревоненко.

На выставке представлены личные вещи Клары Николаевны, переданные в фонды музея в разные годы, а также предметы из писательских коллекций, собранных ею.

ВЫСТАВКА «ВЫШИВКА СЛАВЯН-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

Выставка «Вышивка славян-переселенцев Дальнего Востока конца ХIХ – начала ХХ вв.» завершает цикл выставок в рамках проекта «Открытая коллекция», намеченных к 125-летию Гродековского музея.

На площадке «Комната открытий» представлена коллекция раритетных предметов славянской вышивки из собрания музея – более 20  экспонатов.

Перед посетителями предстанут вышитые рубахи, полотенца, скатерти обрядового назначения с уникальными орнаментами, вышитыми надписями. На белых домотканых полотнах расположены геометрические фигуры, птицы, цветы, символические изображение древа.

Особую ценность представляет вышитая рубаха, изготовленная славянской мастерицей  в конце ХIХ века за десятилетие до переселения на Дальний Восток. Рубаха декорирована монохромной вышивкой белого цвета. Вышивка («белым по белому») характерна для наиболее древних традиций славян. Навощённой льняной ниткой белого цвета по льняному полотну в технике «счётная гладь», по всей длине рукава вышит сложный геометрический узор с архаическими мотивами, создающий отблеск на поверхности ткани. Эффект усилен природным блеском льняных нитей.

Вышивка была наиболее распространённым способом украшения текстильных изделий у славян-переселенцев Дальнего Востока России – русских, украинцев, белорусов. Переселенцы принесли её в Приамурье как неотъемлемую часть своей культуры с мест прежнего проживания, сохранив высокий художественный уровень. На рубеже ХIХ – ХХ веков переселенцы украшали ей женские рубахи, реже – мужские (в основном свадебные). Декорировалась вышивкой и праздничная поясная одежда – фартуки (передники), понёвы, а также пояса. Из предметов убранства крестьянского интерьера вышивали, в большей степени полотенца, скатерти, предназначенные для праздничного и обрядового использования, а также подзоры к кроватям.

Вышитые предметы играли важную роль в жизненном укладе и народных обрядах. Композиция вышивки, её цветовая гамма было не случайным. В символике орнамента сохранились мотивы, уходящие своими корнями в далёкие языческие времена, где преобладал геометрический орнамент – ромбы, квадраты, перекрестья, крючковатые кресты, звезды, полосы. Это символы древних славянских верований, связанных с культом плодородия, поклонением силам и явлениям природы – солнцу, земле, растениям, воде.

С течением времени и под влиянием техники исполнения эти изображения значительно изменились. Значение большинства символов было утрачено.

Данная коллекция вышивки, включающая образцы одежды и предметов убранства интерьера, стала складываться в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова в первой четверти ХХ века. Первоначально она была представлена единичными образцами. В дальнейшее время коллекция пополнялась материалами, собранными в экспедициях в сёлах, основанных первыми переселенцами. Кроме этого коллекция комплектуется вышитыми изделиями, приобретёнными музеем путём закупки у частных лиц.

Наиболее интересную часть музейной коллекции вышивки составляют женские рубахи. В традиционной культуре славян вышитая рубаха наделялась магическими свойствами, символическим содержанием, выполняла знаковые функции. Праздничные рубахи отличались белизной холста, а также обилием вышитых узоров. Основное назначение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивки предки славян покрывали видимые поверхности одежды – ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Вышитые предметы славянской коллекции музея являются своеобразными носителями художественной национальной традиции восточных славян, заселявших Дальний Восток России в ХIХ – начале ХХ века.

В ФОКУСЕ: ЩЕДРЫЙ ВТОРНИК

3 декабря Гродековский музей принял участие в акции #ЩедрыйВторник.

#ЩедрыйВторник – это международный день благотворительности, когда миллионы партнеров движения делают добрые дела и говорят об этом. Идея появилась в 2012 году и с тех пор получила распространение в более чем 100 странах мира.
Мы в третий раз участвовали в подобной акции. Помогали нам в организации: Хабаровское отделение Всероссийского общества слепых, Центр социальной реабилитации инвалидов, школа-интернат для слабовидящих детей, детский дом № 4, школа-интернат 1 вида. Для их подопечных сотрудники музея провели ряд экскурсий, занятий и мастер-классов.

В #ЩедрыйВторник по всей России прошло множество благотворительных событий. К движению присоединились фонды, крупный и малый бизнес, частные лица. Тысячи людей посетили благотворительные выставки, ярмарки, концерты, присоединились к волонтерской активности, стали донорами крови, приняли участие в судьбе бездомных животных и многое другое.

Мы уверены, что в следующем году еще больше людей поддержат день благотворительности, и добрые дела станут нашей ежедневной привычной.

МУЗЕЙ = СЦЕНА. КАК ОЖИВИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ

В начале ноября стали известны имена победителей на получение 10 тревел-грантов на участие в курсе «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» для региональных специалистов музеев. Среди них была наша и коллега  - дизайнер Анастасия Тыченко. Мы расспросили Анастасию о поездке и вот, что она рассказала:

«Курс проходил с 30 ноября по 1 декабря 2019 года в Екатеринбурге на одной из площадок 5-й Уральской индустриальной биеннале в кинотеатре «Колизей». И его основная цель была познакомить сотрудников региональных музеев и театров с лучшими практиками интеграции музейного материала в перформативный жанр. Двухдневная программа интенсива включала в себя лекции экспертов из ведущих институций России, Австралии, Бельгии, Канады, США и Великобритании, а также презентации кейсов художников, круглые столы и показы.

Первый день был посвящен способам включения перформативных и сценических практик в деятельность музеев, потому что перформанс — способ художественного высказывания, позволяющего найти новую форму активного диалога между зрителем и художником. А если говорить о приемах перформативности в музее, то это «язык». Язык исследований - окружающего мира, мыслей автора и посетителя, жизни цветка или огромного города и т.д.

С 70-х годов 20 века перформанс становится частью музейного аппарата. Это произошло, потому что деятельность музея перестала иметь только внешнее направление, то есть носить сугубо профессиональную функцию сохранения и передачи информации. Теперь он еще нацелен и на себя, как на институцию, на культурное пространство, на научный коллектив и на посетителя. Возникла потребность в изучении публики и контекста взаимодействия с ней. Кто те посетители, которые ходят в музей? И для чего они туда ходят?

Так в своей лекции исследователь перформанса и искусствовед Джон Вестерман затронул подходы в понимании перформативности в музее.
Одни рассматривают музей как завод или огромный трехмерный фейсбук, в этом заключена идея массификации искусства. Другие сравнивает с домом с привидениями, который крадет души посетителей: в нем усматривают театральное начало. Также эксперт рассказал о переносе музейной коллекции и информации в действие и об исследовательском проекте «Performance at Tate: Intо the Space of Art», который посвящен тому, как художники реагируют на возможности музеев и предлагаемые пространства для работы.

В целом, первый день был богат информацией, кейсами и профессиональным опытом самих экспертов. Так Катлейн Ван Лангендонк рассказала о непростых отношениях театра и художественной среды через практику международной биеннале перформанса PERFORMATIK и Kaaitheatre, в котором она работает, а Даниэль Бланга-Губбэи, исследователь и куратор публичных программ, об иллюзиях как перформативном инструменте, об использовании воображения и иллюзии для переопределения границ институций.

Наиболее интересной была презентация коллектива Уральского филиала ГЦСИ о перформативных и сценических практиках созданных в рамках Уральской индустриальной бьеннале, потому что их кейсы отражают региональный опыт и внутренний контекст. Они рассказали об опыте перформативной интервенций в музейное пространство и городскую среду, как междисциплинарные проекты расширяют аудиторию выставочных проектов, как лабораторный формат способен повысить компетентность профессионального сообщества и привлекать новых участников из смежных художественных сфер.

Можно сказать, что в их опыте художники-перформеры заступают на музейную территорию, а музейщики представляют публике на суд проекты, своего рода возникает история сотворчества. Ярким примером может служить выставка и спектакль «Школа: история одного здания» (2016 г.). Это междисциплинарный проект, включающий выставку-архив и променад-спектакль. Выставка исследует историю и судьбу здания земской школы, которое хранит истории и события жителей города Екатеринбурга. Специально к выставке был поставлен спектакль-променад «Школа», драматической основой для которого стали документы, архивные материалы, истории людей, работавших и учившихся в школе в разные годы.

Практика Уральского филиала ГЦСИ и опыт экспертов доказывает, что музейное пространство не архаический документ, простой свод исторических данных, а бесконечный диалог прошлого с настоящим, музея с посетителем.

Второй день был посвящен встречам с художниками и кураторами, использующими перформативность в работе. Были представлены конкретные кейсы художников и их опыт работы в пространстве традиционного музея.

Открыла программу второго дня хореограф Ула Сикл, которая рассказала об опыте создания настоящей хореографической выставки «Свободные жесты» в Центре современного искусства замка Уяздовски (Варшава). Темой ее выставки стали вопросы утраты индивидуального и коллективного творчества в современном мире.

Как можно активизировать экспозицию музея? Как заставить говорить? Эти вопросы ставил перед собой бельгийский художник Ричард Венлет на основе созданной интерактивной выставки «Музей для маленького города». Он рассказал о методах работы с коллекцией и архивами Музея современного искусства (S.M.A.K., Гент) и о способах «исполнения» объектов, маркированных как «музейный материал». Идея проекта заключалась в фальсификации им же собранных смыслов и объектов, находящихся в пространстве его временного музея. Такая вольная рефлексия музейной коллекции и выставочного пространства приблизили экспонат посетителю, установив прямую связь между предметом, зрителем и музеем.

Программу интенсива завершал тематический перформанс художницы и хореографа Улы Сикл в пространстве Основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале на Уральском оптико-механическом заводе».

Можно совершенно точно сказать, что полученная информация курса послужит благодатной базой для дальнейших музейных проектов, потому что перформативность в музее - это способ постижения смыслов через движение, и таким образом ее основная функция заключается в установлении диалога между посетителем, экспонатом и музейные пространством.

 Оцените работу сайта
Оцените работу сайта