Гродековский музей выиграл первый грант нового года

В наступившем 2020 году Гродековский музей выиграл первый грант в конкурсе социальных проектов компании ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД на издание альбома-каталога «Ковры коренных народов Амура и Сахалина» из собраний музеев Дальнего Востока России.

В создании альбома-каталога примут участие 13 государственных, региональных и муниципальных музеев Дальнего Востока. Среди них Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, Дальневосточный художественный музей, Сахалинский областной краеведческий музей, Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева, Николаевский краеведческий музей им. В.Е. Розова, Амурский городской краеведческий музей, Краеведческий музей Нанайского муниципального района Хабаровского края, Музей школы искусств села Булава Ульчского района Хабаровского края. Все они имеют в своих собраниях образцы этнических ковров.

Задача авторов проекта показать эталонные образцы декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Амура и Сахалина, познакомить с музейными коллекциями народного искусства.

По словам заведующей научно-исследовательским сектором этнографии, кандидата искусствоведения Галины Теодоровны Титоревой, предстоит интересная работа над уникальным проектом, который направлен на сохранение и развитие традиционных художественных ремесел коренных народов Дальнего Востока.

В альбоме-каталоге будут представлены описания и цветные изображения изделий коврового искусства ульчей, нанайцев, нивхов, эвенков,  а также текстильных, берестяных, меховых ковров, циновок, плетеных из камыша и растительных волокон. Отдельно будет представлена информация о мастерах изделий.

Проект будет реализован в течение года. И уже в  начале 2021 г. искусствоведы, этнографы, сотрудники музеев и все, кто интересуется историей и культурой коренных народов Дальнего Востока России,  смогут ознакомиться с содержанием альбома-каталога.

pervy grant 01 pervy grant 02 

Вышел третий сборник «Актуальные проблемы изучения истории стран АТР в XIX-XX вв.»

news 170120 01

Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова выпустил очередной, третий выпуск сборника научных статей «Актуальные проблемы изучения истории стран АТР в XIX-  XXI вв.». Он посвящён широкому кругу проблем по истории государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Большинство статей написаны на основе глубокого изучения архивных материалов.

Проблеме международных отношений посвящены статьи Анисимова А.Л., Лушнова В.И., Ситниковой Е.В., Орнацкой Т.А., Самохина А. В., Юрченко Е.С. и Алехина А.В., в которых анализируются американо-китайские и российско-китайские отношения в XIX-XXI веках, в том числе через призму личностей, способствовавших их становлению (Перри М.К., Игнатьева Н.П.,Гомбоева Н.И и Старцева А. Д.).

С проблемами истории внешней политики стран региона связаны вопросы военной истории, исследуемые в статьях Авилова Р.С. («Русско-японская война 1904-1905 гг.»), Богданова С.А. («Вторая мировая война 1939-1945 гг.»), Зорихина А.Г. («Сибирская экспедиция» Японии (1918-1922) в свете новых источников).

Проблемы борьбы с контрабандой на границе в первой половине 1920-х годов и демаркации российско-китайской границы отражены в статьях Хитина М.С., Маковского А.В. и Костюченко А.П.

Истории дальневосточного казачества посвящены статьи Шестакова А.В. и Сивакова Т.В. Михайлова Ю.Д. анализирует материалы Г.Г. Пермякова, в которых содержатся его преподавательские разработки по обучению японскому языку и рассказывается об изобретённым им методе преподавания японской иероглифики.

Жизненному и творческому пути первого китайского выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР, художника и военного деятеля - Ли Тэгень (Ниткина В.К.) посвящена статья Мудровой О.В.

В материале Позняк Т.З. рассказывается об опыте борьбы региональной администрации, которая в свою очередь использовала опыт стран Восточной и Юго-Восточной Азии, с опиекурением на российском Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX века.

Публикация Устюгова О.А. посвящена анализу исследований перспектив развития соляной промышленности на Дальнем Востоке (1917–1920-е гг.).

В работе Бельковой Т.М. дана атрибуция и история поступления в собрание Гродековского музея на рубеже XIX-ХХ веков китайской географической карты правления императора Гуансюй (1871-1908), а Троян Е.И. проанализировала историю изучения и коллекционирования нумизматики в Хабаровском краевом музее им. Н.И.Гродекова.

Материалы сборника могут быть полезны как исследователям истории Дальнего Востока, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей Азиатско-Тихоокеанского региона.

ЗАСЕДАНИЕ УЧЁНОГО СОВЕТА: МУЗЕЙ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

25 декабря состоялось заседание Ученого совета Гродековского музея, на котором были подведены итоги юбилейного года, выбраны кандидатуры для включения в музейную Книгу почета.

Состав Учёного совета обновился и экспертная линия совета усилилась: в этом году привлечены новые специалисты в области философии, экономической науки, культурологии, социологии.

В подробном отчёте за прошедший год генеральный директор Иван Крюков подчеркнул, что год 125-летия стал очень плодотворным и насыщенным на события: это и ряд крупных федеральных выставочных проектов, и резонансный и авторитетный в музейной среде семинар-практикум «Музейная кухня», и реализованные грантовые проекты и многое-многое другое…

Завершился 2019 год присвоением заведующей научно-исследовательским сектором этнографии Галине Титоревой звания «Заслуженный работник культуры», награждением старшего научного сотрудника экспозиционно-выставочного отдела Екатерины Гончаровой Премией Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства за проект «Хабаровск: повседневность Гражданской войны и интервенции» и вручением диплома конкурса «ЭкоЛидер-2019» III степени Гродековскому музею за передвижной выставочный проект «Летучие цветы».

Кроме того, участники совета заслушали заместителя генерального директора Нину Маркову с  докладом о проведении юбилейных мероприятий, а так же сообщения Екатерины Гончаровой и Татьяны Бельковой о реализованных грантовых проектах.

2019 год подходит к концу, но научно-исследовательская и выставочная работа Гродековского музея продолжается!

ВЫСТАВКА К ЮБИЛЕЮ К.Н. ЗИЛОВОЙ

В Гродековском музее открылась выставка «Слово и время», посвящённая  85-летию Клары Николаевны Зиловой – бывшего сотрудника Гродековского музея, многие годы посвятившей собранию его литературной коллекции.

Клара Николаевна занималась изучением и популяризацией дальневосточной литературы. В 1979 г. она начала работу в Хабаровском краеведческом музее, стояла у истоков создания Дальневосточного литературного музея. Многочисленные выставки, встречи с писателями, читательские конференции, литературные гостиные, занятия со школьниками и студентами – все это результаты труда Клары Николаевны.

Ею были собраны уникальные коллекции писателей А.П. Гайдара, А.А. Фадеева, Н.Н. Асеева, П.С. Парфёнова, Н.П. Задорнова и др. Благодаря многолетним трудам Клары Николаевны в фондовое собрание музея поступило немало раритетов, в том числе и бесценные архивы Н.Н. Матвеева-Бодрого и А.В. Ревоненко.

На выставке представлены личные вещи Клары Николаевны, переданные в фонды музея в разные годы, а также предметы из писательских коллекций, собранных ею.

ВЫСТАВКА «ВЫШИВКА СЛАВЯН-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

Выставка «Вышивка славян-переселенцев Дальнего Востока конца ХIХ – начала ХХ вв.» завершает цикл выставок в рамках проекта «Открытая коллекция», намеченных к 125-летию Гродековского музея.

На площадке «Комната открытий» представлена коллекция раритетных предметов славянской вышивки из собрания музея – более 20  экспонатов.

Перед посетителями предстанут вышитые рубахи, полотенца, скатерти обрядового назначения с уникальными орнаментами, вышитыми надписями. На белых домотканых полотнах расположены геометрические фигуры, птицы, цветы, символические изображение древа.

Особую ценность представляет вышитая рубаха, изготовленная славянской мастерицей  в конце ХIХ века за десятилетие до переселения на Дальний Восток. Рубаха декорирована монохромной вышивкой белого цвета. Вышивка («белым по белому») характерна для наиболее древних традиций славян. Навощённой льняной ниткой белого цвета по льняному полотну в технике «счётная гладь», по всей длине рукава вышит сложный геометрический узор с архаическими мотивами, создающий отблеск на поверхности ткани. Эффект усилен природным блеском льняных нитей.

Вышивка была наиболее распространённым способом украшения текстильных изделий у славян-переселенцев Дальнего Востока России – русских, украинцев, белорусов. Переселенцы принесли её в Приамурье как неотъемлемую часть своей культуры с мест прежнего проживания, сохранив высокий художественный уровень. На рубеже ХIХ – ХХ веков переселенцы украшали ей женские рубахи, реже – мужские (в основном свадебные). Декорировалась вышивкой и праздничная поясная одежда – фартуки (передники), понёвы, а также пояса. Из предметов убранства крестьянского интерьера вышивали, в большей степени полотенца, скатерти, предназначенные для праздничного и обрядового использования, а также подзоры к кроватям.

Вышитые предметы играли важную роль в жизненном укладе и народных обрядах. Композиция вышивки, её цветовая гамма было не случайным. В символике орнамента сохранились мотивы, уходящие своими корнями в далёкие языческие времена, где преобладал геометрический орнамент – ромбы, квадраты, перекрестья, крючковатые кресты, звезды, полосы. Это символы древних славянских верований, связанных с культом плодородия, поклонением силам и явлениям природы – солнцу, земле, растениям, воде.

С течением времени и под влиянием техники исполнения эти изображения значительно изменились. Значение большинства символов было утрачено.

Данная коллекция вышивки, включающая образцы одежды и предметов убранства интерьера, стала складываться в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова в первой четверти ХХ века. Первоначально она была представлена единичными образцами. В дальнейшее время коллекция пополнялась материалами, собранными в экспедициях в сёлах, основанных первыми переселенцами. Кроме этого коллекция комплектуется вышитыми изделиями, приобретёнными музеем путём закупки у частных лиц.

Наиболее интересную часть музейной коллекции вышивки составляют женские рубахи. В традиционной культуре славян вышитая рубаха наделялась магическими свойствами, символическим содержанием, выполняла знаковые функции. Праздничные рубахи отличались белизной холста, а также обилием вышитых узоров. Основное назначение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивки предки славян покрывали видимые поверхности одежды – ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Вышитые предметы славянской коллекции музея являются своеобразными носителями художественной национальной традиции восточных славян, заселявших Дальний Восток России в ХIХ – начале ХХ века.

 Оцените работу сайта
Оцените работу сайта