Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.
Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея. Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.
Гродековский музей подготовил музейные уроки истории на основе новой музейной экспозиции «История Дальнего Востока в 1923-1953 гг.» для учащихся 9 и 11 классов.
Участниками первого музейного урока по теме «Дальний Восток России в 1920-1930-е гг.» стали ученики 11А класса МОУ СОШ № 12 и методист научно-методического и образовательного отдела музея, учитель высшей категории, победитель национального проекта «Образование» Надежда Александровна Недосекина. В результате совместной деятельности музейного педагога и учеников участникам интерактивного урока удалось пережить трудные годы в истории Дальнего Востока и почувствовать себя в роли активных строителей новой жизни.
Урок, проведённый в музее, воздействуя на учеников эмоционально, вызывает чувство сопричастности, что так необходимо современным школьникам.
- «Развитие Дальнего Востока в 1923-1929 гг.».
- «Развитие Дальнего Востока в 1930-е гг.».
- «Дальний Восток в годы Великой Отечественной и Второй мировой войны».
- «Развитие Хабаровского края в 1945-1953 гг.».
- Интегрированный урок «Восточная ветвь русской эмиграции».
- «Гражданская война на Дальнем Востоке».
- «Развитие Хабаровского края в 1953-1991 гг.».
- «П.А. Столыпин и ДВ».