В Гродековском музее состоялся круглый стол по теме преподавания истории Гражданской войны
20 апреля 2022 г. в конференц-зале музея состоялся круглый стол «Актуальные проблемы преподавания истории Гражданской войны (к 100-летию Волочаевской битвы и окончанию Гражданской войны на Дальнем Востоке)», организаторами которого выступили Гродековский музей и Отделение Российского исторического общества в Хабаровском крае.
Участниками стали ведущие представители исторического научного сообщества, являющиеся специалистами по изучению данной проблемы, и педагогические работники исторического профиля.
Одной из задач встречи было выявление и обсуждение основных дискуссионных вопросов истории Гражданской войны на Дальнем Востоке, а также актуализация теоретических и методических аспектов изучения её событий на уроках истории в старших классах.
В ходе мероприятия были подняты вопросы, связанные с проблемами и перспективами изучения и преподавания истории Гражданской войны и событий на Волочаевской сопке. Выступающие затронули актуальные проблемы преподавания истории Гражданской войны школьной и студенческой аудитории.
В своём докладе кандидат исторических наук, доцент кафедры Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия Н.П. Бучко представил результаты исследования базовых знаний о событиях и персоналиях периода Гражданской войны на Дальнем Востоке у студентов ВУЗов, которые говорят о наличии некоторых пробелов в историческом образовании молодого поколения.
Т.А. Орнацкая, кандидат исторических наук, доцент кафедры Российского государственного университета правосудия подробно раскрыла тему качества источников и их историографию. По мнению Татьяны Александровны, основные проблемы при подготовке проектов и исследований школьников это «обращение к недостоверным источникам информации (воспоминания предков, статьи из Интернет-изданий, публикации краеведов и т.д.)», а также не всегда корректное употребление некоторых исторических терминов.
Большой интерес вызвало выступление творческого тандема из школы № 3 п. Хор района имени Лазо – учителя истории Ж.Б. Кирьяновой и директора школы Е.Е. Шипиковой. Ими был представлен материал об организации образовательных квестов краеведческой тематики при изучении истории Гражданской войны «Бой неместного значения?!.». Педагоги поделились своим опытом успешной организации исследовательской работы учащихся школы и мобилизации их сил и интереса к изучению региональной истории.
Доклад учителя истории гимназии № 8 Т.Н. Зелениной был посвящён практическому опыту организации работы школьного музея. Музей боевой славы, руководителем которого является Татьяна Николаевна, знакомит с историей Краснофлотского района Хабаровска, проводит просветительские мероприятия и патриотические акции с участием учащихся.
Учитель истории Лицея инновационных технологий Е.В. Тарабанько поделилась опытом применения информационных технологий при изучении Гражданской войны на Дальнем Востоке. Елена Витальевна представила вниманию историков и педагогов интерактивный онлайн-проект учащихся лицея.
Учитель истории, руководитель музейной комнаты школы № 49 имени Героев-даманцев В.Н. Богданова поделилась результатами воспитательной работы в кадетском классе при тесном сотрудничестве с Гродековским музеем, в т.ч. и при изучении событий Гражданской войны. Её коллега Т.А. Брылёва провела презентацию рабочей тетради по теме «Гражданская война на Дальнем Востоке России 1918-1922 гг.».
Тема «Гражданская война на Дальнем Востоке на страницах историко-краеведческого журнала “Хабар”» прозвучала в выступлении учителя истории Лицея инновационных технологий Л.И. Голубевой, которая показала возможности журнала для отражения истории через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности лицеистов.
Волгарёва Татьяна Олеговна, учитель истории и обществознания Гимназии № 3, в своём выступлении подробно раскрыла тему «Экскурсия как одна из эффективных форм изучения темы «Гражданская война на Дальнем Востоке».
Золотарёва Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания из Политехнического лицея поделилась опытом организации исследования по истории и его содержанием на примере работы своего сына восьмиклассника. Любая проектная или исследовательская работа школьника направлена на решение определенной фундаментальной или прикладной проблемы, так и данное учебное исследование было посвящено памятникам Хабаровска, отражающим события Гражданской войны.
По итогам плодотворной работы круглого стола в адрес организаторов поступило много отзывов о своевременности, полезности и актуальности рассматриваемых вопросов, поступили конкретные предложения о сотрудничестве с музеем по вопросам исторического просвещения школьников и студентов.
Модераторы: Белкин Ю.В., ученый секретарь, КГБНУК ХКМ им. Н.И. Гродекова, Зыль Светлана Тимофеевна, ведущий методист отдела НМР, КГБНУК ХКМ им. Н.И. Гродекова