Ростовская финифть

rosotvskaya finift

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает крупнейшим в России собранием финифти. Финифть - русское название французского понятия «эмаль», народный художественный промысел, миниатюрная живопись по эмали. Термин «финифть» происходит от греческих слов «фенгос» или «фингитис», означающих «мерцание» и «светлый, блестящий камень». За блеск, яркость, прочность и неувядаемость красок художественная эмаль всегда ценилась на уровне драгоценных камней.

Значительная часть коллекции музея «Ростовский кремль» представлена на выставке, которая знакомит с основными этапами развития промысла от момента зарождения и до настоящего времени. Она состоит из более 200 музейных предметов и делится на два неравных раздела. Меньший - включает произведения XVIII-XIX веков – священническое облачение, иконы и образки. Второй, более обширный и разнообразный, - предметы, изготовленные в XX-XXI столетиях. Это ювелирные украшения, шкатулки и коробочки, миниатюрные иконы, пейзажи, портреты, натюрморты, а также крупные декоративные панно.

Искусство финифти - украшения эмалью - пришло на Русь в X веке из Византии, где ее называли «огненным письмом». В Ростове им начинают заниматься в XVIII столетии. Существовавшая  при Ростовском архиерейском доме  (Ростовском кремле) мастерская выполняла только церковные заказы: эмалевыми миниатюрами украшали церковную утварь, оклады религиозных книг, облачения священников.

К середине XIX века в Ростове развивается художественный промысел, появляются новые мастерские. Производством заняты теперь не только священнослужители, но купцы, крестьяне и ремесленники. Они привносят свое мировоззрение, свое понятия о красоте и об иконе. Изделия местных умельцев – небольшие иконки-образки становятся широко известны. Они сбываются многочисленным паломникам к местным святыням, ими снабжаются монастырей по всей России. Налажен и выпуск больших многочастных иконы, миниатюрных копий известных картин.

В начале XX века с приходом в моду стиля модерн, стремящегося эстетизировать каждую бытовую вещь, сделать ее произведением искусства, ростовской финифтью начинают украшать повседневные предметы. На выставке можно увидеть один из таких - нож для бумаги.

Большая часть показываемых здесь экспонатов - изделия фабрики "Ростовская финифть", которая была открыта 1960 году. Художники фабрики стремились следовать сложившимся в промысле обычаям, развивать традиционные жанры. Одним из них является портрет. Свое начало он получил в изображении святого. Именно в портрете художник и мог проявить свое мастерство. На выставке представлены портреты разных лет, изображенные на них люди узнаваемы. Это своеобразные «приоритеты» времени: вожди, герои, поэты, ученые, исторические личности.

Узнаваемым ювелирным брендом фабрики становится цветочная тема. Цветочные композиции, поражающие изысканностью, легкостью и воздушностью, находят широчайшее воплощение в женских ювелирных украшениях. Гарнитуры, серьги, кольца, кулоны, браслеты и броши талантливых художников-миниатюристов Е.С. Котовой, Т.С. Михайленко, Н.В. Серовой, Л.Д. Самоновой, В.Д. Кочкина в это время чрезвычайно востребованы. Их работы отличает удивительная цельность росписи, материала и формы.

Наряду с портретами и цветочными композициями, развиваются и другие жанры: исторический, пейзаж, сказочно-былинный – возможно, самый органичный для миниатюрной живописи. Наиболее ярко, самобытно и многопланово он представлен на выставке творчеством ведущего художника ростовской финифти А.А. Хаунова и заслуженного художника России Н.А. Куландина.

Жанр пейзажа, развитие которого началось в XIX столетии с изображения кремля и монастырей - святынь Ростова, получает иное воплощение в тонком и душевном лирическом пейзаже. Его признанные мастера в ростовской финифти – одаренные художники А.В. Тихов и В.Д. Кочкин.

В тяжелые 1990-е гг. многие талантливые ростовские эмальеры становятся свободными художниками и так же, как и их предшественники - мастера финифтяных дел прошлых столетий, работают в собственных мастерских. В эти же годы в ростовскую живопись по эмали вновь возвращается и занимает свое достойное место икона. Современным мастерам ростовской финифти подвластны все техники и технологии, в которых работали прославленные фирмы эпохи расцвета русской художественной эмали.

 Оцените работу сайта
Оцените работу сайта