ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГАСТРОЛИ»

В год празднования 80-летия образования Хабаровского края Гродековский музей и Новгородский государственный объединенный музей-заповедник реализуют проект «Средневековые гастроли». Три выставки из фондов музея Великого Новгорода, рассказывающие об истории средневекового русского города, будут поочередно экспонироваться в Гродековском музее. Каждая из них иллюстрирует определенную тему.

Выставка «Прекрасное Средневековье. Образ женщины Древнего Новгорода» рассказывает о социальном положении женщин, особенности внешнего облика, уровне образованности, положении женщины в семье и обществе (время работы выставки 26 июля – 26 сентября).

На выставке «Коллекционируя Россию. Великий Новгород» представлены  памятники письменности Древней Руси – коллекция новгородских берестяных грамот XI-XV веков, а также другие археологические экспонаты, повествующие о конкретных жителях древнего русского города – князьях, боярах, ремесленниках, крестьянах (время работы выставки 7 сентября – 11 ноября).

Выставка «Александр Невский» создана на основе материалов, посвящённых жизни, деятельности и сохранению памяти князя Александра Невского. Среди экспонатов - кольчуга, шлем, наконечники стрел и копий, фрагменты мечей, арбалетный болт, топоры, снаряжение всадника – стремя, удила, скребок, подковы, а также рукописные и старопечатные книги, подлинные печати князя (время работы выставки 17 октября – 20 декабря).

Сотрудники музея разработали специальные программы для школьников разного возраста на базе всех выставок проекта «Средневековые гастроли». Приглашаем школьников и педагогов принять участие в программах и посетить музей.

I Для учащихся 1-4 классов

1. Музейное интерактивное занятие «Загадочная береста из Великого Новгорода»

Мы перенесемся на машине времени в далекий Великий Новгород и познакомимся с одним из его жителей - мальчиком Онфимом.

Он расскажет, как и где он учился  грамоте, покажет свои записки и рисунки на бересте. 

Вы узнаете, о чем писали новгородцы на берестяных грамотах, почему использовалась именно береста, и попробуете сами написать, к примеру, свое имя на этом «непослушном» материале.

Длительность: 40 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

2. «СМС-ка из Средневековья»

Вы узнаете о том, как «переписывались» средневековые Новгородцы, какие материалы для этого использовали, и даже сможете заглянуть в их подлинную переписку.

На интерактивной части занятия познакомитесь со средневековым алфавитом, и напишете свое послание на церах (дощечки с воском для письма) и бересте. 

Длительность: 40 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

II Для учащихся 3-7 классов:

1. Музейное интерактивное занятие «Что хранит новгородская земля?»

    Встреча-беседа с сотрудником отдела экспериментальной археологии А.С. Соболевой об истории исследования древнерусского города, особенностях ведения полевых исследований на новгородской земле и ее уникальных особенностях.  

    На интерактивной части занятия познакомитесь со средневековым алфавитом, и напишете свое имя на церах (дощечки с воском для письма) и бересте. 

Длительность: 40 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

2. Не-лекция «Новгородская археология vs Нижнеамурская археология»

    В чем сходство и различие между раскопками и находками всех периодов древней истории двух регионов – Новгородской области  и Хабаровского края?

     В формате интерактивной беседы на этот вопрос ответит сотрудник отдела экспериментальной археологии А.С. Соболева. На интерактивной части занятия ребята напишут свое послание на церах (дощечки с воском для письма) и бересте. 

Длительность: 40 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

Запись по тел. 30 63 57 (отдел «Детский музей»)

III Для школьников 7-11 классов:

1.  Лекция

«Археология средневекового Новгорода»

Расскажем об истории исследования древнерусского города, какие были сделаны археологические находки за последние 5-7 лет и их сохранность.

Ведет лекцию  начальник научно-исследовательской лаборатории и палеогеографии  Музея археологии Горшков М.В.

Длительность: 45 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

2.  Лекция «Новгородская археология vs Нижнеамурская археология»

В чем сходство и различие между раскопками и находками всех периодов древней истории двух регионов – Новгородской области  и Хабаровского края? 

На этот вопрос ответит начальник научно-исследовательской лаборатории и палеогеографии музей  Музея археологии Горшков М.В.

Длительность: 45 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

3. Квест-игра «Тайна берестяной грамоты» 

Игрокам предстоит разгадать шифр, составленный при помощи букв славянского алфавита, чтобы найти послание из прошлого. Пройдя все задания, участники игры смогут вернуть в археологический раскоп пропавшие из него артефакты!

Длительность: 40 мин.

Стоимость:
100 руб./чел.

4. Кураторские экскурсии: «Прекрасное Средневековье», «Коллекционируя Россию. Великий Новгород», «Александр Невский».

Экскурсии по выставке проводят экскурсоводы, специалисты научных отделов и экспозиционеры.

Длительность: 45 мин.

Стоимость:
70 руб./чел.

Запись по тел. 31 63 44 (экскурсионный отдел)

Также для всех желающих мы проведем любой мастер-класс на выбор:

1. Мастер-класс «Письма из прошлого»

На этом мастер-классе ребята узнают, как развивалась письменность на Руси, какие материалы использовались и попробуют при помощи специальных инструментов:  писала, цер и бересты написать свое имя на старославянском языке.

Длительность: 40 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

2. Мастер-класс «Браслет из бересты»

Участники мастер-класса смогут познакомиться с различными этапами обработки бересты, узнают историю использования этого природного материала и сделают современное этническое украшение.

Длительность: 45 мин.

Стоимость:
100 руб./чел.

3. Мастер-класс «Борецкая роспись»

Участники мастер-класса смогут узнать об одном из художественных промыслов России, существующего с 18 века, освоить основные элементы росписи и создать собственную открытку, выполненную в этой технике.

Длительность: 30 мин.

Стоимость:
50 руб./чел.

4. Мастер-класс «Роспись бусин»

На этом мастер-классе ребята познакомятся с различными способами нанесения орнамента и создадут миниатюрное украшение из глиняных бусин.

Длительность: 45 мин.

Стоимость:
100 руб./чел.

5. Мастер-класс «Ручная лепка из глины»

На этом мастер-классе осваиваем один из древнейших видов лепки.

В награду – глиняный сосуд на память.

Длительность: 45 мин.

Стоимость:
100 руб./чел.


Выбрать удобное время, выстроить индивидуальную программу и организовать посещение музея помогут сотрудники Детского музея, научно-методического и экскурсионного отделов.

30 63 57 – отдел «Детский музей»

30-68-29 – научно-методический отдел

31-63-44 – экскурсионный отдел

NEMOSKVA В ХАБАРОВСКЕ

Международный передвижной симпозиум «NEMOSKVA» отправился в завершающий город своего маршрута – Владивосток.
 
За время, проведенное в Хабаровске, команда российских и зарубежных экспертов успела открыть выставку, провести ревю идей местных художников, познакомиться с городом и советским конструктивизмом, обсудить вопросы глокальности искусства с хабаровским арт-сообществом и просто поговорить о современном искусстве. И это всё за 2 дня! Невероятно!
 
А сейчас по порядку.
 
Открытие выставки современного искусства «Большая страна – большие идеи», созданной на основе отобранных нереализованных проектов 15 авторов из других городов страны и старт смотра портфолио-ревю был первым пунктом программы поезда «NEMOSKVA». Среди участников ревю можно было встретить театральных художников, кураторов, дизайнеров, графиков, живописцев, модельеров, керамистов, представителей уличной культуры (граффити) и даже перформеров. Все они не побоялись представить свои идеи экспертам, которые со всей серьезностью отнеслись к задумкам каждого, заинтересованно слушали и задавали непростые, но такие важные и нужные вопросы. К концу отбора ящик с подписью «Хабаровск» был наполнен идеями, макетами, эскизами, рисунками и мыслями.

Вероника Янышева, художник-график, поделилась мыслями: «Что касается общения, то мне попался просто потрясающий куратор Надим Самман, искусствовед из Берлина. Я глянула потом, что он курирует, и ощущения от своих работ остались не очень. Не касаемо качества работ, а в отношении подходов, смысла и подачи. Все-таки у нас тут некая провинциальность в типе мышления присутствует. Нет этой широты восприятия. Было полезно посмотреть на себя через призму европейского подхода».
 
Следующий день работы передвижного симпозиума был дискуссионным. Эксперты пытались определить, что же является глобальным и локальным в искусстве; можно ли считать художника локальным, если он больше не работает в своем родном городе, регионе; почему иногда эффективней оставаться в регионе и не переезжать в столицу и многое другое. Так Кейт Фаул, главный куратор Музея современного искусства «Гараж», на примере своей кураторской работы показала, как на творчество современных художников влияют проблемы глобализации и как при этом важно сохранить локальный контекст, рассказала о необычной выставке нереализованных идей, которая до сих пор продолжает пополняться фотографиями и эскизами. А Катлейн Вейтс, куратор команды Центра изящных искусств BOZAR говорила о понятии *«глокальности» и *«мондиализме», о том, что стоит попробовать мыслить шире, не только горизонтальными связями, но и индивидуально.

Обсуждаемые вопросы коснулись и художественной жизни Хабаровска, его локальной культурной ситуации. Местные эксперты: художник - график, дизайнер, Андрей Тен; искусствовед, заместитель директора по научной работе Дальневосточного художественного музея, Людмила Козлова; художник-живописец, зав. кафедрой изобразительного искусства Тихоокеанского государственного университета, Ольга Павленкович и др. познакомили гостей со спецификой и особенностями молодого дальневосточного искусства, с его небольшим опытом участия в глобальных проектах, недостаточной оснащенностью выставочных пространств и творческой робостью и нерешительностью местных авторов. 

Культурно-образовательный блок передвижного симпозиума продолжила публичная лекция Элизы Р. Линн и Ленарта Вольфа, кураторского дуэта из Германии KM Temporaer, которые говорили о современном искусстве легко и обыденно, сравнивая его с открытым окном в постоянно меняющийся мир. На примере своих проектов кураторы смогли тезисно затронуть проблемы арт продакшана, производства выставки, брендирования города своим искусством, говорили о самоорганизации и коллаборации, а также о выстраивании эстетики взаимоотношений со зрителем.  

nm 1 nm 2 nm 3 nm 4 nm 5 nm 6 nm 7 nm 8 nm 9 nm 10 nm 11 nm 12 nm 13 nm 14 nm 15 nm 16 nm 17 nm 18 nm 19

Вот так насыщенно и активно прошли эти два дня симпозиума на колесах. Надеемся, что 11 остановка международного мегатура принесла необходимые исследования и нанесла себя на карту, как одного из центра современного искусства страны.

*Сочетание черт глобального и локального, связывающий, сближающий всемирное и местное

*Движение, выражающее солидарность популяций на Земле, нацеленное на установление надгосударственных законов и федеративной структуры на всей планете, при уважении разнообразия культур и личностей

Выставка «Россия-Китай: становление и развитие отношений 1618-1727 гг.»

5 сентября открылась выставка, посвященная начальному этапу становления отношений России и Китая, история которых насчитывает 400 лет. На открытии  присутствовали руководители управлений архивами России и Китая Андрей Артизов и Ли Минхуа.

На выставке представлена грамота китайского императора царю Михаилу Федоровичу об установлении дипломатических отношений (сентябрь 1618 г.), которая положила начало двусторонним связям. В экспозицию вошли документы о миссии томского казака И. Петлина 1618–1619 гг. в Пекин, которая завершила длительный период поисков северного пути из Европы в Китай и первый этап в становлении ранних русско-китайских связей. Они не стали еще регулярными, но в России узнали о Минской империи, Великой Китайской стене и жизни китайского народа.

Один из разделов выставки посвящен российско-китайским контактам в начале эпохи династии Цин (1644–1727 гг.).  В эти столетия на огромном не только временном, но и пространственном отрезке (от Тихого океана до Памира), происходило взаимодействие двух мощных мировых цивилизаций, до этого на протяжении тысячелетий развивавшихся практически независимо. В ходе территориального расширения обоих государств происходило формирование общей границы России с Китаем, которая в отличие от большинства государственных границ сложилась не в результате войн, а благодаря дипломатическим усилиям сторон.

Здесь же есть уникальные материалы дипломатических миссий 1670–1680 гг. И. Милованова, Н.Г. Спафария, а также великого и полномочного посольства Ф.А. Головина. Посетители выставки смогут познакомиться с маршрутами дипломатов, подробностями официальных встреч, ходом обсуждения территориальных вопросов.

В экспозицию вошли документы о непростых торговых отношениях между Россией и Китаем в начале XVIII в., для урегулирования которых в 1719–1721 гг. была послана миссия Л.В. Измайлова. Посетители могут увидеть чертеж пути этого посольства от Селенгинска в Пекин, дипломатические материалы об организации миссии, приеме посла китайским императором, список его подарков Петру I, а также документы с автографами царя об организации торговли с Китаем.

Отдельный раздел посвящен организации торговых отношений между Россией и Китаем, деятельности русских торговых людей, которые привозили в Россию различные китайские товары, пользовавшиеся большим спросом. Имеются на выставке свидетельства первых шагов русского китаеведения: труд известного дипломата, переводчика Посольского приказа, побывавшего в 1675–1676 гг. с миссией в Китае, Н.Г. Спафария «История о Китайском государстве» (список 1-й пол. XVIII в.); «Краткое известие и описание о всех китайских государях. Историческое сочинение составленное по повелению императора Канси» (перевод с маньчжурского переводчика Академии наук Л. Рассохина, 1744 г.); сочинение дипломата, подписавшего русско-китайский Кяхтинский трактат, положивший начало существования в Пекине Русской духовной миссии, С.Л. Владиславича-Рагузинского «О силе и состоянии Китайского государства» (список XVIII в.) и др.

Старинные архивные документы, уникальные материалы посольств, акварели, планы, чертежи и гравюры из фондов РГАДА и Первого исторического архива КНР наглядно показывают все многообразие начального этапа становления дипломатических и торговых отношений между Россией и Китаем. Впервые широкой общественности представлены архивные источники, подробно характеризующие двусторонние отношения в 1619–1727 гг., время, когда были заложены прочные основы для будущего сотрудничества.
07092018 1 07092018 1 07092018 1 07092018 4 07092018 1 07092018 1 07092018 1 07092018 1 07092018 1

КАРТИНА ГЕННАДИЯ ПАВЛИШИНА ПОПОЛНИЛА СОБРАНИЕ МУЗЕЯ

В год юбилея Хабаровского края собрание Гродековского музея пополнилось новым произведением искусства - картиной Г.Д. Павлишина «Поднятие Г.И. Невельским флага на Петровской косе». Картину по просьбе художника передал постоянный даритель музея Игорь Принзюк, представитель фонда поддержки молодёжных инициатив «Татьянин день», предприниматель. Он отметил, что для самого автора и для фонда очень важно, чтобы картина не просто была частью чьей-то коллекции, а была доступна для широкой аудитории, особенно школьников, изучающих историю родного края.

Г.Д. Павлишин - народный художник России, Почётный гражданин Хабаровска, лауреат Государственной премии им. Н.К. Крупской и многих других престижных международных и всероссийских конкурсов. Он награждён Орденом Дружбы народов, удостоен приза «Золотое яблоко» на международном конкурсе детской книги в Братиславе Золотой медали международной выставки книги в Лейпциге Серебряной медали в Японии. Признанный мастер книжной графики, художник с 1965 г. сотрудничал с Хабаровским книжным издательством, оформил за это время – в России за рубежом – более ста изданий. Его книги издавались во Франции, Греции, США, Японии. В Японии за книгу «О, мой брат олень!» художник был удостоен высшей награды по восьми номинациям в конкурсе «Лучшая книга Японии». В Японии ему присудили восемь «жёлтых бантов» – за изображение животных, икебаны, за искусство акварели. В Италии художник признан лучшим в мире мозаистом, в Африке - лучшим анималистом. Искусство Г.Д. Павлишина восхищает красотой и простотой, которая знаменует собой вершину мастерства.

Г.Д. Павлишин в 2018 г., в канун передачи картины, посвящённой истории Дальнего Востока, отметил своё 80-летие. Гродековский музей поздравляет Геннадия Дмитриевича с юбилеем и желает мастеру крепкого здоровья и творческих успехов!

kartina pavlishina1 kartina pavlishina2 kartina pavlishina3 kartina pavlishina4 kartina pavlishina5

Делать в юбилей подарки жителям края и музею уже стало традицией: 5 лет назад в музее открылась первая в России персональная выставка Г. Павлишина «Благословен мой край».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ СИМПОЗИУМ NEMOSKVA

nemoskva

4-5 сентября Хабаровск принимает Международный передвижной симпозиум «NEMOSKVA», который исследует культурную ситуацию в регионах России.

Проект «NEMOSKVA», подготовленный РОСИЗО–ГЦСИ в рамках программы межрегионального взаимодействия, проходит в августе-сентябре 2018 года. Его цель – создание горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества. Исследовательская повестка симпозиума – определение что такое «современность»  в локальном контексте.

Более шестидесяти российских и зарубежных экспертов проследуют по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока и познакомятся с локальными культурными ситуациями уникальных региональных центров.

Этапы реализации проекта NEMOSKVA:

2018 – Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA по 12 городам России.

2019 – Превью проекта NEMOSKVA на 58-й Венецианской биеннале;
            Выставка NEMOSKVA в Центре изящных искусств BOZAR в Брюсселе.

2020 – Проект NEMOSKVA в Москве.

2021 – Передвижная выставка NEMOSKVA по регионам России.

2022 – Развитие проекта NEMOSKVA в странах СНГ и БРИКС.

Партнеры проекта:

  • Стратегический партнер: Благотворительный фонд Владимира Потанина
  • Официальный партнер: ПАО «Сибур холдинг»
  • Соорганизатор: Центр изящных искусств BOZAR (Брюссель, Бельгия)
  • Партнер лекционной программы: Представительство ЕС в России
  • При поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Всего Симпозиум посетит 12 городов России: Нижний Новгород (14.08), Пермь (15-16.08), Екатеринбург (17.08), Тюмень (18-20.08), Омск (21.08), Томск (22.08), Новосибирск (23-24.08), Красноярск (25-26.08), Иркутск (27-28.08), Улан-Уде (29.08-01.09), Хабаровск (04-05.09), Владивосток (06-08.09).

В Хабаровске эксперты будут работать два дня. 4 сентября состоится открытие выставки «Большая страна – большие идеи», и ревю идей, а 5 сентября - дискуссия и публичная лекция Элизы Р. Линн и Ленарта Вольфа (Германия) Современное искусство: окно в постоянно меняющийся мир».

Ознакомиться с составом экспертной команды и узнать, как стать участником портфолио-ревю или посетить лекцию можно здесь

Комиссар и автор идеи проекта NEMOSKVA – искусствовед и куратор Алиса Прудникова, известная как комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале, за создание которой неоднократно была удостоена премии «Инновация». Став директором по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ и будучи одним из ведущих специалистов в России по региональной культурной политике и арт-индустриям, Прудникова привлекла к участию в проекте NEMOSKVA ряд значимых фигур в сфере мирового современного искусства.

Алиса Прудникова: «Я люблю проекты, которые начинаются от корней. Для формирования многолетней платформы NEMOSKVA мы начали исследование ситуаций на местах, разговор о том, что сегодня волнует людей в регионах. И наш передвижной симпозиум собран чтобы расширить коммуникацию, интегрировать международных экспертов, заинтересованных в сотрудничестве с Россией, в диалог о настоящем и будущем искусства в столь широкой  российской географии. Мы выбрали для этого самую символическую горизонтальную линию – Транссибирскую магистраль и 12 городов по ходу её следования».

Проект реализуется в том числе по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда В. Потанина.

Генеральный директор фонда Потанина, Оксана Орачева: «Проект значим для фонда в первую очередь тем, что позволяет проявить культурный потенциал российских регионов, ввести его в глобальный контекст, сделать видимым и для нас самих, и для мирового сообщества. Мы рады поддержать начинание, способное изменить распространенный стереотип о том, что российская культура начинается и заканчивается в столицах. Это не первый совместный проект фонда и ГЦСИ, и мы уверены, что он будет иметь положительный долговременный эффект».

nemoskva1 nemoskva2 nemoskva3 nemoskva4

 

ПОДРОБНЕЙ О МЕРОПРИЯТИИ "NEMOSKVA"

 Оцените работу сайта
Оцените работу сайта