Продолжение международного сотрудничества археологов музея

В период с 31.01 по 5.02. 2017 в научно-исследовательской лаборатории археологии и палеографии музея, в продолжении многолетних совместных исследований, работает группа японских специалистов-археологов из Государственного Университета Кюсю и лабораторий Токийского Университета (Фото 1.).

Работа охватывает обработку материалов, полученных в результате совместной экспедиции в Хабаровском и Нанайском районах (оз. Болонь, Хумми, о-в Змеиный). Производилось фотографирование каменных артефактов и керамики эпох палеометалла и раннего средневековья.

Для проведения дополнительного радиоуглеродного Ams-датирования, необходимого для уточнения хронологической шкалы датировок археологических культур Нижнего Амура. Специалист по радиоуглеродному датированию из Токийского Университета Даи Куникита проводит отбор нагара свнешних и внутренних поверхностей фрагментов керамики (Фото 2) в дополнение к 15 пробам, отобранным из раскопа на о-ве Змеиный.

Кроме того ведутся работы по отрисовке каменных артефактов (Фото 3) и эстампажу как фрагментов керамики, так и реконструированных специалистами лаборатории сосудов (Фото 4, 5).

Итоги данных исследований станут основой научной работы (изданной в Японии), в которой будут подробнейшим образом отражены научные результаты совместной археологической разведки осени 2016 г. 

  • -1
  • -2
  • -3
  • -4
  • -5

Для военнослужащих Войск национальной гвардии России состоялась лекция, посвященная блокаде Ленинграда

27 января в актовом зале управления Восточного округа Войск национальной гвардии Российской Федерации старший научный сотрудник музея научно-исследовательского отдела истории Гродековского музея Алексей Шестаков прочёл лекцию, посвящённую истории одной из самых героических страниц Великой Отечественной войны – блокаде города Ленинграда.

Военная блокада города Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) и стала самой жестокой блокадой в истории человечества. Она осуществлялась немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. По словам политического философа Майкла Уолцера, «в осаде Ленинграда погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых». За годы ленинградской блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. От бомбёжек и артобстрелов погибло только 3 % из них; остальные 97 % умерли от голода и холода.

14 января 1944 г. войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию и разгромили основные силы 18-й немецкой армии, продвинувшись на 60 км в глубь. Опасаясь окружения, немцы отступили от Ленинграда. Тогда же были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января 1944 г. в день полного освобождения от блокады в Ленинграде из 324-х орудий был дан праздничный салют 24-мя артиллерийскими залпами.

Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины не только остановили вражеские полчища под Ленинградом, превратив город в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе страны. Сковав значительные силы фашистских войск, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. Весомая доля защитников Ленинграда в победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре.

Подчеркнув актуальность данного исторического экскурса для военнослужащих Войск национальной гвардии Российской Федерации, руководство управления отметило А.В. Шестакова Благодарностью.
Благодарность

А.П. Гайдар в Хабаровске

30 января 2017 г. исполняется 85 лет со времени приезда в Хабаровск известного советского писателя А.П. Гайдара (1904-1941), автора таких произведений, как «P.B.C.» (1925), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Голубая чашка» (1936) и многих других.

Аркадий Петрович родился в семье учителя, в Арзамасе окончил реальное училище. За годы Гражданской войны прошёл путь от адъютанта до командира полка. После демобилизации стал заниматься литературным трудом. Как журналист А.П. Гайдар много ездил по стране – был на Урале, в Крыму, в Архангельске. По приглашению архангельского журналиста Иосифа Шацкого в 1932 г. Гайдар прибыл в Хабаровск. Обстановка на Дальнем Востоке в это время была тревожной: люди помнили о японской интервенции, а в 1932 г. на примыкающей к СССР территории Китая возникло прояпонское «марионеточное» государство Маньчжоу-го. 10 мая Гайдар писал из Хабаровска пермскому другу Милицыну: «Ветер с Тихого океана дует очень горячий».

С февраля по сентябрь работал постоянным специальным (разъездным) корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда». В газете были опубликованы  19 его статей, фельетонов. В Хабаровске был написан первый, черновой вариант повести «Военная тайна».

В Хабаровске увековечена память о детском писателе, работавшем на Дальнем Востоке более полугода. В 1951 г. в Хабаровске имя А.П. Гайдара было присвоено городской библиотеке, в 1954 г. – городскому детскому парку, улица Амурская была переименована в улицу Гайдара. В 1972 г. в детском парке им. Гайдара был установлен памятник писателю работы хабаровского скульптора Г.Г. Мазуренко.

Гайдар 1932 Обложка рукописи Гайдара Памятник А.Гайдару

Презентация литературного сборника «Записки Гродековского музея»

В декабре 2016 г. вышел в свет очередной, одиннадцатый по счёту, литературный сборник «Записки Гродековского музея» № 34, а 27 января 2017 г. состоялась презентация издания. Авторы сборника – исследователи из Москвы, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока, Геленджика, Хабаровска, города Сираока (Япония).

В презентации приняли участие искусствоведы, издатели, редакторы, архивисты, библиотекари, деятели культуры и искусства - авторы сборника и его читатели. Выступающие отметили широкий тематический спектр многообразных научных дисциплин, которые граничат с филологией (литературы, фольклористики, изобразительного искусства и музыки) и придают изданию своеобразие, не утрачивая своей определённости. К.и.н., главный научный сотрудник Гродековского музея М.В. Осипова, посвятившая свою работу анализу мифологических сюжетов в фольклорном наследии айнов, говорила о взаимовлиянии разных отраслей знания, объектом исследования которых становятся подобные явления. К.ф.н., литературовед В.Н. Катеринич остановилась на фундаментальном издании «Я сын земли» (Амурск, 2016), посвящённом писателю, этнографу, лингвисту Е.И. Титову. Искусствовед, член СХ России, к.и.н. посвятила выступление заслуженному художнику России Н.П. Долбилкину, имя которого включено в энциклопедический словарь по мировой живописи «Allgemeines Lexikon der Künste» (Мюнхен, 2000)».

Было отмечено, что авторы сборника касаются важных тем, интересующих самый широкий круг читателей. Помимо научных статей, в сборнике представлены воспоминания и архивные материалы. Так, можно познакомиться с воспоминаниями поэта и переводчика Окада Кадзуя (Япония) и О.В. Сысоевой о дальневосточном писателе и Почётном гражданине Хабаровска В.П. Сысоеве, прочесть стихи малоизвестного в наши дни поэта-футуриста Ф.Л. Камышнюка, не опубликованный ранее очерк Г.Г. Ходжера. Главный библиотекарь отдела краеведческой литературы ДВГНБ Н.Н. Чернова познакомила собравшихся с последними изданиями библиотеки.

Презентация литературного сборника «Записки Гродековского музея». Фото 1. Презентация литературного сборника «Записки Гродековского музея». Фото 2. Презентация литературного сборника «Записки Гродековского музея». Фото 3.

Круглый стол по актуальным проблемам преподавания истории в современной российской школе

 25 января 2017 года в конференц-зале Гродековского музея состоялся методический круглый стол «Актуальные проблемы преподавания революций 1917 г. и Гражданской войны в России в современной российской школе». В работе дискуссионной площадки приняли участие более десяти преподавателей истории и обществознания города Хабаровска. Приглашённым экспертом и модератором дискуссии выступила доктор педагогических наук, профессор О.Ю. Стрелова. В своём программном выступлении Ольга Юрьевна затронула ряд важных аспектов преподавания истории в российских школах, в том числе уроков по истории России как фактора, способствующего становлению национальной памяти.

В ходе работы Круглого стола были затронуты актуальные вопросы преподавания истории, озвучены методы и новаторские подходы к заявленной теме. В ходе доклада-диалога сотрудников музея Надежды Недосекиной и Алексея Шестакова, участники смогли познакомиться с особенностями музейного урока в экспозиции, посвящённой Гражданской войне на Дальнем Востоке России.

Резюмируя итог заседания, О.Ю. Стрелова подчеркнула необходимость регулярных встреч школьных педагогов для интенсификации обмена опытом и методиками преподавания друг с другом. По окончанию работы Круглого стола докладчики получили сертификаты участников.

Круглый стол. Фото 1 Круглый стол. Фото 2 Круглый стол. Фото 3

 Оцените работу сайта
Оцените работу сайта