Специалисты арсеньевской школы

Выставка «Музейные специалисты арсеньевской школы (1924-1938)» продолжает рассказ о людях, благодаря которым музей развивался как научный центр. Она начала работу 10 апреля.

Гродековский музей Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества создавался как информационный естественнонаучный центр, который должен был привлечь внимание учёного мира. Однако главной его функцией было знакомство местного населения с природными ресурсами края и материальной культурой населяющих его народов. Малочисленность штата сотрудников в 1910-1919 гг. не давала директору В.К. Арсеньеву, уже в то время признанному лидеру музейного дела на Дальнем Востоке, по-настоящему развернуть исследования. Но с его возвращением на работу в конце 1924 г. отмечается повышение научного значения Хабаровского краевого музея, получившего государственное финансирование. Это придало деятельности музея в 1920-х гг. научно-исследовательский уклон, для которого требовались высокообразованные кадры.

Своим заместителем, учёным секретарём, он выбрал биолога с высшим образованием С.Я. Сизых (1890–1940), который ранее имел опыт работы в Иркутском музее. Из Владивостока был приглашён бывший его сослуживец, А.И. Кардаков (1891–1938), возглавивший основной зоологический отдел. В 1927 г. Андрей Иванович в качестве заместителя принял участие в последней крупной арсеньевской экспедиции. Вскоре вслед за мужем научным сотрудником в музее начала работать выпускница Смольного института Е.А. Кардакова-Преженцова (1900–1970). Из Ленинграда В.К. Арсеньевым была приглашена выпускница этнографического факультета Географического института Н.А. Богданова-Серк (1904-1966). Буквально чудом в музей удалось привлечь препаратора-таксидермиста Г.Е. Сольского (1876–1951). Его жизненный опыт, художественные навыки и препараторское искусство позволили ему стать универсальным музейным работником.

Так называемый «второй арсеньевский» период жизни Гродековского музея был очень богат на события, связанные с творческой активностью увлечённых исследованиями природы «специалистов-естествоведов», занимавшихся наукой не формально, а по призванию.

Среди экспонатов выставки гербарии, сэвэны, макет жилища, энтомологические образцы и др. Выставка будет работать до начала июня.

Интересные факты

В витрине представлен один из редчайших музейных предметов - рудиментарная тазовая кость скелета морской коровы Стеллера, хранящегося в нашем музее с 1898 г. Когда в 1925 г. препаратор Г.Е. Сольский вновь смонтировал воедино скелет, разобранный во время Гражданской войны и интервенции, среди сотрудников музея не было единого мнения о месте её прикрепления к другим и вообще правильном положении по отношению к скелету в целом. Поэтому решили обратиться к ленинградским специалистам в Зоологический институт АН СССР (ЗИН).  Директор института А.А. Бялыницкий-Бируля ответил, что рудименты таза коровы являются очень редкими находками, и единственное их научное описание сделано Л. Лоренцом по трем экземплярам Венского Естественно-Исторического Музея. Он отметил, что кость из хабаровского музея в сравнении с ней имеет более примитивный характер: она  сохранила не только общий изгиб по всей длине, как у нормальной тазовой кости, но и отдельные части. После выхода в 1929 году его статьи ценность этого музейного предмета неизмеримо возросла.

 Еще один интересный экспонат - гербарий мхов, который упакован в конверты, сделанные из страниц церковной книги. Это сборы Евгении Алексеевны Кардаковой-Преженцовой. Она поехала работать на Командорские острова в Беринговом море у берегов Камчатки вслед за мужем, который был назначен туда начальником зверобойного промысла. Как истинный ботаник, занялась сбором гербарных образцов малоизученной местной флоры. Как правило, на таких океанических островах возникает очень интересный ассортимент видов. На о. Беринга, например, это сочетание азиатских и американских по происхождению видов.

То, что мхи завернуты в страницы церковной литературы, вызвано дефицитом бумаги. Этот кощунственный поступок хорошо характеризует моральную атмосферу борьбы государства с религией, эпохи «Союза воинствующих безбожников».

arsenyevskaya shkola 01 arsenyevskaya shkola 02 arsenyevskaya shkola 03 arsenyevskaya shkola 04 arsenyevskaya shkola 05 arsenyevskaya shkola 06 arsenyevskaya shkola 07 arsenyevskaya shkola 08 arsenyevskaya shkola 09 arsenyevskaya shkola 10 arsenyevskaya shkola 11 arsenyevskaya shkola 12 arsenyevskaya shkola 13

«Культурный код»: рецепты эвенкийской кухни

kniga receptov 01

Российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг МТС в рамках всероссийского волонтерского проекта «Культурный код»* издал кулинарную книгу традиционных рецептов кухни эвенков из села Тугур Хабаровского края. Сборник размещен в крупнейших музеях и библиотеках Хабаровска, а также доступен для скачивания на сайтах учреждений.

В кулинарной книге собраны традиционные рецепты эвенков – северного кочевого народа. Чтобы собрать эти рецепты, волонтеры МТС отправились в село Тугур, где до сих пор существует родовая община коренных малочисленных народов Севера «Нёут» (Передовой) и где живут старожилы, наследники древнего народа оленеводов-кочевников, сохраняющие традиционные образ жизни и промыслы. Эвенки – один из самых малочисленных народов Крайнего Севера, настоящие дети природы и следопыты таежных троп. Традиционная кухня является наиболее устойчивым элементом материальной культуры эвенков, а олень – главным кормильцем северных народов, основой их культуры и жизни. Это и ездовое животное, и источник шерсти, шкур для одежды и построек, поставщик молока и мяса. Причем в пищу идет буквально все – эвенки едят не только мясо, но и внутренности, костный и головной мозг, кровь и даже молодые рога (панты).

Собранные рецепты превратились в красочный буклет, который будет доступен для чтения в музеях и библиотеках Хабаровска, в том числе и в Гродековском. 

Кроме того, буклет можно скачать по ссылке:

https://1drv.ms/f/s!Ao0cQ2L4_1fzuythR-m9LbcquXlh

*«Культурный код» – это волонтерская акция сотрудников МТС, целью которой является сохранение и поддержка уникальных для территорий культурных ценностей и инициатив: разработка творческих технологий, сохранение памятников культуры, поддержка ремесленных школ и уникальных мастеров, поддержка инициативных местных сообществ и движений, а также уникальных самобытных региональных мероприятий, выставок, арт-объектов.

ПРОЕКТ «ОТКРЫТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

В юбилейный год мы продолжаем в рамках проекта «Открытая коллекция» знакомить посетителей музея с предметами, объединенными принципом систематического комплектования.

Сейчас на выставке представлены разнообразные по технике и материалам народные и профессиональные музыкальные инструменты XIX-XX веков: традиционные ударные, духовые и струнные, а также редкие клавишные. Эти предметы отражают материальную и духовную культуру не только европейской и азиатской цивилизаций, но и коренных этносов дальневосточного региона.

Большая часть экспонатов музыкальной коллекции была собрана в течение XX века. Традиция комплектования музейного фонда в ходе экспедиций, начатая в 1910-х годах путешественником и исследователем В.К. Арсеньевым, была продолжена сотрудниками музея. На сегодняшний день в музейной коллекции хранятся традиционные музыкальные инструменты коренных народов Приамурья: нанайцев, негидальцев и удэгейцев.

На протяжении всей истории музея комплектование фондов было связано с деятельностью дарителей. Традиция дарения, заложенная в дореволюционный период, жива и поныне. Предметы, переданные в дар музею, имеют разные легенды: одни – поколениями бытовали в семьях и имеют богатую историю, другие – стали удивительными находками и содержат в себе немало загадок.

Некоторым дарителям пришлось расстаться с музыкальными инструментами в связи с переездом. Другие решили сохранить память о близком человеке. В собрании музея хранятся трофейные инструменты: украинский бубен, изготовленный во время Великой Отечественной войны, фронтовая гармонь Николая Анатольевича Исакова – участника войны с Японией при освобождении Маньчжурии, а также аккордеон, подаренный Михаилу Александровичу Корзуну в январе 1945 года за боевые заслуги.

Третьи становились счастливыми обладателями раритетных инструментов случайно. Так в 1989 году Александром Александровичем Казаковым был обнаружен орган в подвале старинного деревянного дома, подлежащего сносу; а в 2014 году редкий вид механического фортепиано достался Кристине Юрьевне Шапиро вместе с новоприобретённой квартирой от Сергея Анатольевича Торбина.

muzykalnye instrumenty 01 muzykalnye instrumenty 02 muzykalnye instrumenty 03 muzykalnye instrumenty 04 muzykalnye instrumenty 05 muzykalnye instrumenty 06 muzykalnye instrumenty 07 muzykalnye instrumenty 08 muzykalnye instrumenty 09

СОТКАННАЯ ИСТОРИЯ

29 марта в музее открылась выставка «Сотканная история». Новый масштабный проект представляет коллекцию ковров и панно из собрания Государственного центрального музея современной истории России (ГЦМСИР).

Представленные на выставке ковры и панно хранят в себе значительную общеисторическую память, отражают дух времени. На них изображены политические деятели и другие известные личности, а также события, которые волновали или были предметом гордости жителей СССР.  Мы буквально можем увидеть, что стало с нашей реальностью, что сбылось, а что навсегда осталось несбывшейся мечтой.   

Выставка «Сотканная история» создает эскизный портрет времени через традиционные и в то же время удивительные виды декоративного искусства.  Здесь представлены произведения таких традиционных ковровых центров, как Средняя Азия и Закавказье, Украина и Молдавия, а также авторские работы художников России. Особое место занимают работы самодеятельных художников – вышивальщиц и ковровщиц. Куратор выставки - сотрудник отдела вещевых фондов ГЦМСИР - Наталья  Карлюченко отметила, что бесценными являются истории создания их этих произведений. Ведь зачастую они также ярко характеризуют эпоху, как и сами работы.

sotkannaya istoriya 01 sotkannaya istoriya 02 sotkannaya istoriya 03 sotkannaya istoriya 04 sotkannaya istoriya 05 sotkannaya istoriya 06 sotkannaya istoriya 07 sotkannaya istoriya 08 sotkannaya istoriya 09 sotkannaya istoriya 10 sotkannaya istoriya 11 sotkannaya istoriya 12 sotkannaya istoriya 13

Почти все экспонаты были показаны ранее на выставках в момент их создания, в 1930-1960-х гг., некоторые же демонстрируются широкой публике впервые.  

 Выставка работает до 25 августа.

РОССИЙСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ХАБАРОВСКЕ

27 марта 2019 года в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова прошло первое заседание Совета отделения Российского исторического общества (РИО)* в Хабаровске. Главными спикерами выступали Член Президиума РИО, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Ильич Могилевский и председатель Совета отделения Российского исторического общества во Владивостоке, временно исполняющий обязанности директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН 
 Николай Николаевич Крадин. В мероприятии приняли участие сотрудники Дальневосточного федерального университета, Педагогического института Тихоокеанского государственного университета, Государственного архива Хабаровского края, Хабаровского пограничного института ФСБ РФ, председатель Хабаровского регионального отделения «Поискового движения России», председатель военно-исторического клуба «Уссурийский фронт».

Константин Могилевский в своём выступлении отметил, что основная задача Общества – «просвещение и трансляция качественного исторического знания». В настоящее время отделения РИО открыты более чем в половине регионов России. Присутствующие единогласно поддержали кандидатуру генерального директора Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова к.и.н. Ивана Крюкова на пост председателя Совета регионального отделения РИО. Как отметил Иван Крюков, с инициативой об учреждении отделения Российского исторического общества в Хабаровске выступило научное и экспертное сообщество региона.

Участники также обсудили план работы на предстоящий год. Одним из центральных направлений деятельности нового отделения РИО в Хабаровске станет участие в федеральном проекте «Исторический багаж». Этот проект предполагает создание историко-просветительских выставок на железнодорожных вокзалах и станциях. Константин Могилевский напомнил о том, что такая задача в прошлом году была поставлена перед Российским историческим обществом, Институтом российской истории РАН и ОАО «Российские железные дороги» Президентом России по итогам заседания президентского Совета по межнациональным отношениям.

*Российское историческое общество было воссоздано в традициях дореволюционного Императорского Русского исторического общества 20 июня 2012 года. Его учредителями стали 27 ведущих российских учреждений образования, науки и культуры, среди которых Российская академия наук, МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Российская государственная библиотека и многие другие. На сегодняшний день отделения РИО созданы уже более чем в 50 регионах страны, в состав РИО входят более 500 физических и более 100 юридических лиц. Согласно Уставу РИО его целью является объединение усилий общества, государства, учёных и любителей истории для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти.

rio v khabarovske 01rio v khabarovske 02rio v khabarovske 03rio v khabarovske 04rio v khabarovske 05rio v khabarovske 06 

 Оцените работу сайта
Оцените работу сайта